Содержание 1. Введение Целевой раздел 1. Пояснительная записка. Цель и задачи Программы. 1.2. 1.3. 1.4. 2. 2.1. Принципы взаимодействия с родителями (законными представителями) воспитанников в процессе реализации Программы Ожидаемые результаты реализации Программы Этапы реализации Программы Раздел. Механизмы реализации Программы Направления и формы просвещения родителей (законных представителей) воспитанников 2.2. Организация работы с родителями (законными представителями) воспитанников 2.3. Организация работы с семьями групп «Социального риска» 2.4. Условия реализации Программы Приложения 1. Анкета «Выявление образовательных потребностей родителей» 2. Анкета «Удовлетворенность родителей работой ДОУ и оценка качества образования» 3. Примерные темы бесед, консультаций, для родителей воспитанников дошкольного возраста тематических 4. Литература для родителей детей дошкольного возраста 5. Интернет-ресурсы просветительской направленности для родителей папок Введение Важнейшим явлением современного этапа развития системы образования в России является повышение роли родителей в организации воспитания и обучения. Это выражено в новом уровне значения семейного воспитания, активизации работы по формированию и развитию родительской компетентности, активном вовлечении родителей в деятельность органов общественно-государственного управления образованием. Статьёй 44 Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» зафиксирована главенствующая роль родителей в воспитании и обучении детей. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155) предполагает реализацию задачи по обеспечению психологопедагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей. Семья и родители указаны как одни из основных субъектов реализации «Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года» (утверждённой распоряжением Правительства Российской Федерации № 996-р от 29 мая 2015 года), «Концепции развития дополнительного образования детей» (утверждённой распоряжением Правительства Российской Федерации № 1726-р от 04 сентября 2014 года) и иных стратегических документов государства. 29 мая 2017 года был подписан Указ Президента Российской Федерации № 240 «О проведении в Российской Федерации в 2018–2027 гг. Десятилетия детства». Реализация данного Указа, безусловно, раскрывает новые задачи взаимодействия с родителями, диалога семьи и образовательных организаций, вовлечения родителей в управление образовательными организациями. Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации до 2024 года» заложены основы Национального проекта «Образование». Достижение целей этого национального проекта возможно только в результате консолидации всего общества, государственных и общественных структур, а значит диалога семьи и образовательных организаций, эффективного вовлечения родителей воспитанников в образовательную деятельность. Среди целевых показателей Указа Президента Российской Федерации № 474 от 21 июля 2020 года «О национальных целях развития России до 2030 года» указано «создание условий для воспитания гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации, исторических и национально-культурных традиций». Достижение этого показателя невозможно представить без заинтересованного, конструктивного участия родителей (законных представителей) в процессах обучения и воспитания детей. Просвещение родителей, содействие формированию и развитию родительских компетенций призвано стать ключевым направлением в развитии системы образования, формирования доверительных и компетентных отношений семьи и образовательных организаций. Программа просветительской деятельности для родителей воспитанников (далее – Программа) МА ДОУ «Детский сад № 4» г. Краснотурьинск (далее – ДОУ) разработана с учетом Федеральной образовательной программы дошкольного образования утверждена Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 25.11.2022 № 1028 I. Целевой раздел. 1.1. Пояснительная записка Современная ситуация в сфере воспитания требует создания новой, более эффективной системы социально-педагогического сопровождения семьи, построения новых отношений между институтом семьи и образовательной организацией. Организация такого процесса требует глубокого осмысления сущности изменений, происходящих в обществе, согласования позиций, выработки концепции, принимаемой педагогическим и родительским сообществом. А для этого необходима соответствующая система условий, стимулирующая родителей к собственному педагогическому образованию, повышению педагогической культуры, связанной: с запросами и потребностями развивающейся личности ребёнка; со спецификой процесса его личностного становления и профессионального самоопределения; с опорой на предшествующий опыт родителей и процесс их педагогического просвещения. Педагогическое (образовательное) просвещение родителей в реализациивоспитательной функции понимается педагогами ДОУ: система, предоставляющая им ориентационное поле, в котором они осуществляют выбор оптимальных знаний и условий воспитания детей в семье; особый способ деятельности по оказанию педагогической помощи родителям в решении проблем воспитания детей в семье, в преодолении социокультурных и психологопедагогических проблем, связанных с воспитанием детей; процесс совместного с родителями определения их целей, возможностей и путей достижения желаемых результатов в воспитании собственных детей. Цели и задачи Программы Цель: создание информационного социально-психологического пространства, позволяющего формировать и корректировать родительскую позицию, развивать компетенции в сфере воспитания детей, получать знания в области возрастной психологиии педагогики, повышать культурный и образовательный уровень в сфере участия в организацииобразования. Задачи: познакомить родителей с основами педагогических, психологических и правовых знаний; обеспечить единство воспитательных воздействий дошкольной образовательной организации и семьи; оказать помощь родителям (законным представителям) в воспитании детей, охране и укреплении их физического и психического здоровья, в развитии индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений их развития; привлечь родителей к активному участию в образовательной деятельности; профилактика семейного неблагополучия и социального сиротства; повышение уровня правовой культуры в области семейного права; пропаганда семейных традиций и ценностей российской семьи. 1.2. Принципы взаимодействия с родителями (законными представителями) воспитанников в процессе реализации Программы первоочередного права родителей на воспитание детей (родители в первую очередь несут ответственность за развитие, здоровье и благополучие своих детей); достоверности информации (сообщаемая информация должна опираться на научные (медицинские, психологические, педагогические, физиологические, юридические и др.) факты); практикоориентированности информации (информация, рекомендованная родителям, должна быть практикоориентированной, доступной для использования в жизни); взаимного сотрудничества и взаимоуважения (доверительные взаимоотношения педагогов с родителями воспитанников, а также конструктивный поиск решения возникающих проблем воспитания детей); развития (личности, системы отношений личности, процессов в жизнедеятельности). 1.3. Ожидаемые результаты реализации Программы Для родителей: повышение педагогической компетенции родителей по вопросам воспитания детей; активизация традиционных и внедрение новых форм взаимодействия с семьей; повышение степени участия родителей в образовательной деятельности ДОУ повышение уровня включения родителей в участии в различных мероприятиях группы и детского сада. Для педагогов: обобщение и распространение успешного опыта взаимодействия с семьей; умение моделировать взаимодействие с семьей, через использование форм и методов взаимодействия. 1.4. Этапы реализации Программы Организация и проведение мероприятий по Программе осуществляется в три этапа: Этап I Организационный Цель: создание условий и подбор средств, ресурсов для эффективной реализации программы (разработка плана деятельности с родителями (законными представителями) воспитанников. На данном этапе: подбор и изучение методической литературы по теме; разработка тематики мероприятий с детьми и родителями на основеанкетирования; разработка конспектов мероприятий, индивидуальных консультаций наактуальную тематику; подбор видеоматериалов, презентаций, фотоматериалов; определение места проведения мероприятий; подбор технического оснащения мероприятий; изготовление наглядного и раздаточного материала информационнопросветительской направленности (памятки, буклеты). Этап II Основной Цель: реализация программных мероприятий. Этап III Аналитический Цель: анализ деятельности специалистов, осуществляющих реализацию программных мероприятий; определение эффективности реализации программы посредством анализа; планирование и корректирование плана мероприятий на следующий год с учетом выявленных проблем и пожеланий участников. Раздел. Механизмы реализации Программы Направления и формы просвещения родителей (законных представителей) воспитанников II. 2.1. Реализация Программы педагогами ДОУ основывается на сотрудничестве (общение на равных, где ни одной из сторон взаимодействия не принадлежит привилегия указывать, контролировать, оценивать); взаимодействии (организации совместной деятельности) и построении партнерских отношений. Содержание работы с родителями реализуется через разнообразные формы. Существуют традиционные и нетрадиционные формы общения педагогов с родителями дошкольников, суть которых – обогатить их педагогические знания. Направления и формы взаимодействия с семьями воспитанников по реализации Программы Информационно-аналитическое направление и формы взаимодействия Цель: сбор информации о семьях воспитанников, об общекультурном уровне родителей, о наличии у них необходимых педагогических знаний, об отношении в семье к ребенку, о запросах, интересах и потребностях родителей в психолого-педагогической информации. Анкетирование Используется с целью изучения семьи, выяснения образовательных потребностей родителей, установления контакта с ее членами, для согласования воспитательных воздействий на ребенка Опрос Метод сбора первичной информации, основанный на непосредственном (беседа, интервью) или опосредованном (анкета) социальнопсихологическом взаимодействии исследователя и опрашиваемого. Источником информации в данном случае служит словесное или письменное суждение человека Интервью и беседа Позволяют получить исследователю ту информацию, которая заложена в словесных сообщениях опрашиваемых. Содержание беседы должно быть лаконичное, значимое для родителей, преподноситься таким образом, чтобы побудить собеседников к высказываниям. Педагог должен уметь не только говорить, но и слушать родителей, выражать свою заинтересованность, доброжелательность. Рекомендуется при проведении беседы выбирать наиболее подходящие условия, начинать ее с нейтральных вопросов, затем переходить к непосредственно главным темам. Информационная тетрадь Цель данной формы вовлечение родителей в образовательный процесс: родителями заносятся пожеланияотносительно качества исполнения функциональных обязанностей специалистами, воспитателями и персоналом, находящимся в непосредственном контакте с детьми; пожелания относительно обеспечения образовательного процесса, пожелания о получении информации того, или иного содержания. Познавательное направление и формы взаимодействия Цель: повышение психолого-педагогической культуры родителей. Обогащение родителей знаниями в вопросах воспитания детей дошкольного возраста, обучение родителей методам и приемам взаимодействия с ребенком, повышение педагогической компетенции. Общие родительские собрания Главной целью собрания является координация действий родительской общественности и педагогического коллектива по вопросам образования, воспитания, оздоровления и развития детей Консультирование Формирование у родителей «воспитательнойкомпетентности» через расширение круга педагогических представлений и знаний; привлечение родителей к конкретным мероприятиям с их ребенком в качестве активного участника образовательного процесса. Формы проведения консультаций: - квалифицированное сообщение специалиста с последующим обсуждением; - обсуждение статьи, заранее прочитанной всеми приглашенными на консультацию; - практическое консультирование по обучению родителей совместным формам деятельности с детьми, носящее обучающую направленность (пальчиковая гимнастика, игры с предметами и др). Семинары-практикумы Данная форма способствует повышению уровня родительской компетенции, обучению приемам педагогической работы с ребенком. Методы работы: -демонстрация фрагментов образовательной деятельности, комментирование их содержания; - совместная деятельность с детьми; - игры-тренинги. Имеет две части: теоретическую и практическую. Групповые родительские собрания Действенная форма взаимодействия воспитателей с коллективом родителей, форма организованного ознакомления их с задачами, содержанием и методами воспитания детей определенного возраста в условиях детского сада и семьи Семейная гостиная Проводится с целью сплочения родителей и детского коллектива, тем самым оптимизируются детско- родительские отношения; помогает по-новому раскрыть внутренний мир детей, улучшить эмоциональный контакт между родителями и детьми День открытых дверей Дает возможность познакомить родителей с ДОУ, его традициями, правилами, особенностями образовательной работы, заинтересовать ею и привлечь их к участию. Акции Проводятся с целью создания единого образовательного пространства при осуществлении работы по социальнокоммуникативному развитию детей Детско-родительские проекты Семейные творческие проекты расширяют кругозор детей и взрослых, наполняют их творческой энергией, помогают выстроить взаимоотношение и сотрудничество семьи и детского сада. Досуговые направления и формы взаимодействия Цель: установление теплых неформальных отношений между педагогами и родителями, а также более доверительных отношений между родителями и детьми Совместные праздники, Помогают создать эмоциональный комфорт в группе, утренники, мероприятия сблизить участников педагогического процесса (концерты, соревнования, творческие встречи, спортивные досуги, развлечения) Совместные выставки творческих работ родителей и детей Демонстрируют родителей и детей результат совместной деятельности Флешмобы , социальные акции Повышение социальной активности родителей и становление у детей социально активной позиции Наглядно-информационное направление и формы взаимодействия Цель: информирование родителей о предстоящей деятельности детей, о результатах работы; педагогическое просвещение родителей. Наглядно-информационное направление дает возможность донести до родителей любую информацию в доступной форме, напомнить тактично о родительских обязанностях и ответственности. Информационно – ознакомительные Направлены на ознакомление родителей с дошкольным учреждением, особенностями его работы, с педагогами, занимающимися воспитанием детей: оформление информационных стендов в холле детского сада и групповых (режим дня, меню, сведения об учреждении, «Информация», «Наши достижения», «Наше Творчество», «Советы специалистов» и т.д.); - официальный сайт образовательной организации ; - социальные сети (сообщество ВКонтакте,, чаты «СФЕРУМ»; - наглядная информация (папки-передвижки, семейные и групповые фотоальбомы, стенгазеты, фоторепортажи, модульные практики: «Новости ДОУ «Ромашковые истории», библиотека – передвижка (подбор педагогической литературы по запросу родителей); консультации для родителей, оформленные в папке-передвижке Информационно просветительские Направлены на обогащение знаний родителей об особенностях развития и воспитания детей дошкольного возраста: информирование родительского сообщества через социальные сети (сообщество ВКонтакте, чаты «СФЕРУМ»), размещение информации официальном на сайте образовательной организации; тренинги, индивидуальные консультации, беседы, практические семинары, мастер- классы, родительские собрания, круглый стол; - рекомендации для родителей: информационные буклеты, папки-передвижки, памятки, объявления и т.д. Организация работы с родителями (законных представителями) воспитанников Цель: создание благоприятных условий для совместной деятельности дошкольного учреждения с семьями воспитанников, повышение педагогической компетенции родителей по вопросам воспитания детей Оформление Содержание деятельности Сроки Ответственный материалов 2.2. 1. Заключение договоров. 1. Ознакомление документацией учреждения родительских постоянно Заведующий в течение года Заведующий, старший воспитатель, воспитатели групп Родительские договоры родителей с дошкольного 1. Мониторинг (анкетирование через Google форму по вопросам воспитания и образования детей и опросы) родителей с целью выявления: - трудностей в воспитании своих детей; - уровня удовлетворенности родителей воспитанников работой дошкольного учреждения и качеством предоставляемых образовательных услуг; - основных ценностей семей и их Справка образовательного уровня, социального положения; - потребности родителей в образовательных услугах; - потребности в повышения педагогической грамотности 2. Общее родительское собрание Цели и задачи работы дошкольного учреждения в новом году в условиях ФГОС ДО и ФОП ДО» сентябрь 3. «День открытых дверей» - экскурсия по ДОУ; - спрашивайте – отвечаем (ответына вопросы родителей); участие родителей в обсуждении инновационной образовательной деятельности, проектной деятельности, образовательного процесса апрель 4. Групповые родительские собрания по актуальным темам всестороннего развития детей, современным направлениям деятельности и организации работыс детьми в ДОУ 5. Родительское собрание для родителей, будущих первоклассников «Детский сад – ребенок – школа» 6. Общее родительское собрание «Результаты выполнения ООП ДО ДОУ» 7. Оформление наглядно информационных материаловв групповых (родительских уголках) и на стендах ДОУ, информирование родителей на официальном сайте по плануграфику проведения собраний (каждый квартал) февраль Заведующий, старший воспитатель Воспитатели, старший воспитатель Подготовка информационных методических материалов для проведения Дня открытых дверей Воспитатели Консультационный материал, анкеты для родителей, протоколы собраний Заведующий, старший воспитатель, воспитатель подготовительных групп Апрель Заведующий, заместитель старший воспитатель в течение года Протокол собрания Заведующий, заместитель старший воспитатель, воспитатели групп Протокол собрания Протокол собрания Оформление наглядно информационных материалов 8. Индивидуальные беседы с родителями, консультирование и анкетирование по текущим вопросам. в течение года Заведующий, заместитель старший воспитатель, воспитатели групп, члены ППк Разработка консультаций по запросу родителей, подготовка анкет 9. Конкурсы - выставки совместного в течение творчества родителей и воспитанников года Заместитель старший воспитатель, воспитатели групп Оформление выставочной зоны 10. Участие родителей в детско-родительских проектах, социальных акциях, совместных праздниках, фестивалях, флэшмобах, экскурсиях (в городской музей, библиотеку, к памятным местам города и т.д.), конкурсах Заведующий, старший воспитатель, воспитатели групп Приказы, положения, фотоотчеты Заведующий, старший воспитатель, воспитатели групп Грамоты и благодарственные письма для активно участвующих родителей в жизни детского сада 11. Участие родителей в субботниках по благоустройству территории, помощь в создании и обогащении развивающей предметно-пространственной среды в группе (оформление наглядных материалов: лэпбуки, бизиборды для образовательной деятельности, макетов по ПДД, пожарной безопасности и т.д ) в течение года в течение года Организация работы с семьями групп «социального риска» Цель: формирование комплексной системы психолого - педагогической поддержки семьи, находящейся в «группе риска» в условиях ДОУ 2.3. Задачи: совершенствование деятельности педагогического коллектива ДОУ по оказанию помощи детям семей, находящихся в социально опасном положении, профилактика семейного неблагополучия и социального сиротства. Методы работы с семьями групп «социального риска»: - анкетирование родителей; - составление актов обследований неблагополучных семей, стоящих на учете; - индивидуальные консультации неблагополучных семей при посещении педагогом; - разработка рекомендаций для родителей в вопросах воспитания и развития детей (эмоционально-волевая сфера, роста личности, девиантного поведения, внутрисемейных отношений); - педагогическое сопровождение детей, выявленных из семей групп «социального риска» в условиях ДОУ. План работы с семьями социального риска № п/п 1. 2. Мероприятие Сбор сведений о составе семьи (полные, неполные многодетные) Выявление семей «социального риска» Дата проведения Ответственный сентябрь Воспитатели, старший воспитатель сентябрь Воспитатели, педагогпсихолог, старший воспитатель Воспитатели 3. Ежедневный осмотр и беседа с детьми из семей «социального риска» 4. Обновление банка данных о неблагополучных семьях 1 раз в квартал 5. Консультирование родителей и детейиз семей «социального риска» Тренинги для родителей семей из группы «социального риска» в течение года Воспитатели, педагогпсихолог в течение года Педагог-психолог 7. Консультации для родителей: «Азбука внутрисемейных отношений», «Родителям о правах ребенка», «Неполная семья – не приговор», «Ваши вредные привычки убивают вашего ребенка» в течение года Воспитатели, педагогпсихолог 8. Разработка и распространение памяток для родителей, оформление стендовой информации «Права детей» в течение года 6. 9. 10. Рейды в неблагополучные семьи Ведение картотеки семей «социального риска» 11. Сотрудничество с органами опеки, ТНКЗД 12. Анализ работы за год ежедневно Воспитатели, старший воспитатель старший воспитатель, воспитатели, педагог-психолог в течение года старший воспитатель, воспитатели, педагог-психолог в течение года Воспитатели в течение года Заведующий, старший воспитатель Воспитатели, старший воспитатель май Условия реализации Программы Кадровые условия: МА ДОУ «Детский сад № 4» укомплектовано педагогическими кадрами. Непрерывность профессионального развития педагогических работников обеспечивается в процессе освоения ими дополнительных профессиональных образовательных программ в установленном объеме, не реже чем каждые 3 года в образовательных учреждениях, Информационные условия: официальный сайт образовательной организации; социальные сети (сообщество ВКонтакте, чаты «СФЕРУМ») позволяют транслировать информацию о реализации Программы. Материально-техническое обеспечение не выдвигает особых требований креализации Программы, так как предполагает использование в основном интеллектуальногоресурса. Педагогический коллектив при реализации Программы успешно использует интернетресурсы, педагоги зарегистрированы в профессиональных сообществах, где общаются с коллегами, имеют возможность обогатить свои знания по работе с родителями воспитанников, представить свой собственный опыт. 2.4. ПРИЛОЖЕНИЯ Приложение 1 Анкета «Выявление образовательных потребностей родителей» Выявление образовательных потребностей, интересов родителей – одна из актуальных задач, стоящих перед педагогическим коллективом дошкольной образовательной организации. Цель использования данной анкеты – определить образовательные потребности родителей, возможные трудности в воспитании ребенка, дефициты в структуре родительской компетентности, предпочитаемые формы сотрудничества. Анкета Уважаемые родители! Пожалуйста, прочтите вопросы и подчеркните один или несколько вариантов ответов, которые соответствуют Вашему мнению. Если такого ответа нет, допишите его. Заранее благодарим Вас за сотрудничество! Ваши ФИО Фамилия, имя ребенка 1. Что для Вас является главным, наиболее значимым в воспитании ребенка? -Здоровье и физическое развитие. - Развитие нравственных качеств. - Развитие интеллектуальных способностей. - Развитие художественных способностей. - Развитие речи и навыков общения у ребенка. - Раннее обучение ребенка письму, чтению. Другое 2. С какими специалистами ДОО Вы бы хотели встретиться на групповыхмероприятиях? - Педагог-психолог. - Учитель-логопед. - Музыкальный руководитель. - Инструктор по физической культуре. - Медицинский работник. - Старший воспитатель. 3. Какой вид помощи Вы бы хотели получить от педагогов и специалистов детского сада? - Информационная поддержка (об особенностях развития ребенка, услуги ДОО, возможность получения помощи ребенку с ОВЗ и др.). - Диагностика развития ребенка. - Консультация по проблеме. - Психологическая поддержка. Другое 4. Какие формы сотрудничества с педагогами ДОО Вы предпочитаете? - Родительские собрания, лекции, групповые дискуссии, тематические консультации, дни открытых дверей. - Индивидуальные беседы и консультации. - Информационные буклеты, газеты, книги. - Мастер-классы, семинары-практикумы, творческие мастерские. - Родительские клубы, гостиные (литературные музыкальные игровые и др.). - Выставки творческих работ, семейных коллекций и т.п. - Маршрут выходного дня (совместное посещение библиотеки, музеев, выставок, городских мероприятий и пр.). - Дистанционные формы, в том числе с использованием сети Интернет (электронная почта, группа «ВКонтакте», чаты «СФЕРУМ» др.). Другие 5. Какую информацию Вы бы хотели получать от педагогов? - О целях и задачах воспитания на различных этапах развития ребенка. - Об образовательных программах для детей дошкольного возраста. - О современных методах развития ребенка. - Об эффективных методах и приемах воспитания детей - О дополнительных услугах ДОО. - О питании детей. - О психофизических особенностях ребенка. - Об успехах ребенка. - Об организации жизни ребенка в семье. - Об организации досуга, семейных праздников. Другое 6. В каком виде деятельности Вы могли бы принять участие в детском саду? - Участие в родительском комитете. - Помощь воспитателю в организации экскурсий и походов. - Помощь педагогам в оформлении участка, групповых помещений, музыкального зала. - Организация совместных занятий с детьми по определенным видам деятельности (мастер-класс, чтение художественной литературы, театрализация, рассказ о профессии ит.п.). Другое Приложение 2 Анкета «Удовлетворенность родителей работой ДОУ и оценка качества образования» Здравствуйте, уважаемые родители! Вашему вниманию предлагается анкета,разработанная для оценки деятельности ДОУ и реализуемых образовательных программ. Вам предлагается прочитать утверждения и оценить степень согласия с ними.Для нас очень важно Ваше мнение о работе детского сада! Цель: изучение мнения родителей (законных представителей) о качестве оказания образовательных услуг и удовлетворенности работой ДОУ. I. Обеспеченность и благоустройство образовательного учреждения 5 баллов 4 балла 3 балла 2 балла 1 балл Какова, на Ваш взгляд, обеспеченность дошкольного учреждения дидактическим оборудованием и наглядными пособиями для проведения занятий Каковы санитарно-гигиенические условия в дошкольном учреждении (освещение, тепловой режим, чистота) Оцените обеспеченность мебелью Оцените благоустройство территории детского дошкольногоучреждения II. Оцените, насколько Вас устраивает в детском дошкольном учреждении: - медицинское обслуживание - организация питания - соблюдение безопасности пребывания ребенка в дошкольном учреждении - организация охраны детского дошкольного учреждения III. Оцените, насколько Вы удовлетворены: Затрудня юсь ответить - решениями, принятыми администрацией дошкольного учреждения, педагогами, при обращении к ним с вопросами по обучению Вашего ребенка? - компетентностью работников дошкольного учреждения при решении Ваших вопросов? IV. Что из перечисленного требует обновления, улучшения: - обеспеченность дидактическим оборудованием и наглядными пособиями; - обеспеченность мебелью - благоустройство территории - улучшение питания - организация общих родительских собраний - организация дополнительного образования V. Качество образования для Вас это – получение фундаментальных знаний получение знаний, являющихся основой личностного развития получение знаний, необходимых для продолжения обучения в школе хорошие организационные условия образовательного процесса внедрение в образовательный процесс новых образовательныхтехнологий высокий уровень профессионализма кадрового состава детского дошкольногоучреждения VI. Как Вы считаете, соответствует ли содержание и уровень занятий в Вашем Детском дошкольном учреждении требованиям времени? полностью соответствует в основном соответствует частично соответствует в целом соответствует затрудняюсь ответить VII. Удовлетворяет ли Вас качество занятий в детском дошкольном учреждении Да Нет VIII. Каков характер взаимоотношений Вашего сына (дочери) с педагогами: хорошие отношения со всеми педагогами хорошие отношения только с некоторыми отношения носят теплый, неформальный безразличные отношения чаще всего отношения носят конфликтный затрудняюсь ответить IX. Какие взаимоотношения, на Ваш взгляд, преобладают между воспитанниками в Вашей группе: доброжелательные, дружеские безразличные, каждый сам по себе натянутые, конфликтные затрудняюсь ответить Х. Какова на Ваш взгляд нагрузка в дошкольном учреждении: невыполнимая очень высокая высокая, но выполнимая нормальная, допустимая низкая XI. Как бы Вы оценили качество образования, которое дает Вашему ребенкудошкольное учреждение сегодня: отличное хорошее удовлетворительное неудовлетворительное затрудняюсь ответить XII. Оцените по трехбалльной шкале возможность получения информации, предоставляемой дошкольным учреждением: хороший уровень (3 балла) удовлетворительный уровень (2 балла) неудовлетворительный уровень (1 балл) XIII. Выберите наиболее используемые Вами способы получения информации: личные встречи с педагогами родительские собрания в группе и общеродительские собрания информационные стенды и информационные доски в дошкольном учреждении ежегодный публичный доклад о деятельности детского дошкольного учреждения общение с другими родителями из общения со своим ребенком из общения с друзьями Вашего ребенка, которые посещают детский сад сайт Родительские группы в Мессенджерах XIV. Пользуетесь ли Вы сайтом дошкольного учреждения? Да Нет XVI. Знакомы ли Вы с работой органов управления детским садом? Да Нет Вы можете добавить комментарии и предложения по работе детского сада. Благодарим за участие! Приложение 3 Примерные темы бесед, консультаций, тематических папокдля родителей воспитанников дошкольного возраста Группа младшего возраста (3–4 года) 1. Как провести выходной день с маленьким ребенком? 2. Праздники в семье. 3. Домашние питомцы и ребенок. 4. Какие игрушки нужно покупать ребенку? 5. Упрямство – это формирующаяся воля? 6. Имеют ли родители право на гнев? 7. Телефон – друг или враг? 8. Если ребенок плохо ест. 9. Способы реагирования на негативные поступки детей. 10. Роль папы в воспитании ребенка. Средняя группа (4–5 лет) 1. Формирование навыка самообслуживания детей 4–5 лет. 2. Способы развития у детей любознательности. 3. Особенности развития речи 4-летних детей. 4. Значение и приемы развития мелкой моторики рук. 5. Гигиена зрения. 6. Речевой этикет в жизни семьи. 7. Правила предъявления требований к ребенку. 8. Страхи в жизни ребенка. 9. Темперамент и поведение. 10. Фантазия и ложь: где граница? 11. Речевые игры с дошкольниками. Старшая группа (5–6 лет) 1. Экспериментирование как способ исследования окружающего. 2. Общение ребенка со сверстниками. 3. Формирование экологического сознания ребенка. 4. Развитие воображения ребенка 5–6 лет. 5. Особенности формирования здорового образа жизни у старшего дошкольника. 6. Как приобщить ребенка к труду? 7. Патриотическое воспитание ребенка. 8. Ребенок и книга. 9. Роль семьи в эстетическом воспитании ребенка. 10. Произвольность ребенка и способы ее развития. Подготовительная к школе группа (6–7 лет) 1. Способы организации домашнего театра. 2. Формирование правильной осанки у ребенка. 3. Как развивать творческое воображение у ребенка? 4. Слагаемые готовности к обучению в школе. 5. Нравственные нормы в жизни ребенка. 6. Кризис 7 лет: признаки и тактика поведения родителей. 7. Игра как средство подготовки к школе. 8. Место музыки в жизни ребенка. 9. Воспитание усидчивости у детей. 10. Воспитание ответственности у старших дошкольников. Приложение 4 Литература для родителей детей дошкольного возраста Алексеева Е.Е. Психологические проблемы детей дошкольного возраста. –СПб: Речь,2006. – 224 с. 2. Баканова Е.С. Современные родители. Как мы на самом деле учим ивоспитываем детей. –М.: Редкая птица, 2018. – 136 с. 3. Баркан А. Как правильно воспитывать ребенка. Что делать родителям. – М.: АСТ,Астрель, 2010. – 286 с. 4. Быкова А.А. Как подружить детей с эмоциями. Советы «ленивой мамы». –М.: Бомбора,2018. – 70 с. 5. Василькина Ю.К. Что делать, если ребенок не хочет в детский сад. – М.:ЭксмоПресс,2013. – 80 с. 6. Воспитание малыша в семье от рождения до трех лет: Советы пси-холога /Е.О. Смирнова,Н.Н. Авдеева, Л.Н. Галигузова, А.О. Дробинская, Т.В. Ермолова, С.Ю. Мещерякова. – М.: АРКТИ, 2004. – 160 с. 7. Гиппенрейтер Ю.Б. Общаться с ребенком. Как? – М.: АСТ, Астрель, Харвест,2008. – 214с. 8. Гиппенрейтер Ю. Б. Чудеса активного слушания. – М.: Издательство АСТ,2019. – 192 с. 9. Гончарук Е.В. Как предотвращать капризы и справляться с истериками. Практическое руководство для родителей. – М.: КТК Галактика, 2020. – 170 с. 10. Кузьмина М.В. Юридический справочник для родителей. – М.: АСТ, 2016. –120 с. 11. Млодик И.Ю. Метаморфозы родительской любви, или Как воспитывать, но не калечить. –М.: Генезис, 2017. – 160 с. 12. Петрановская Л.В. Большая книга про вас и вашего ребенка. – М.: Издательство АСТ, 2017. – 360 с. 13. Петрановская Л.В. Что делать, если... – М.: Издательство АСТ, 2020. – 288 с. 14. Филоненко Е.Н. Большая книга родителей будущих первоклассников. – М.: Издательство АСТ, 2018. – 220 с. 1. Приложение 5 Интернет-ресурсы просветительской направленности для родителей https://www.ya-roditel.ru/ – Портал «Я – родитель» для ответственных родителей и всех, кто хочет ими стать (создан Фондом поддержки детей, находящихся в трудной жизненнойситуации). Портал включает многочисленные консультации от специалистов для родителей, полезные подборки (информация о службах психологической помощи, познавательные блоги и передачи для детей, информация о семейном устройстве детей- сирот, финансовая грамотность семьи, видео уроки). https://nra-russia.ru/ – Национальная родительская ассоциация. Портал, созданный с целью обеспечить эффективное сотрудничество общественных и государственных структур, участие в формировании политики в интересах семей, защиту интересов семей с детьми, материнства, отцовства, профилактики социального сиротства. https://ruroditel.ru/ – онлайн центр информационной поддержки родителей (создан Национальной родительской ассоциацией совместно с Министерством образования и науки РФ) . Портал включает следующие разделы: консультации и советы родителям (в области педагогики, психологии, семейного права, информационной безопасности, помощь детям в ситуациях, угрожающим жизни и здоровью), центры и программы родительского просвещения, конкурсы для родителей. https://растимдетей.рф/– Навигатор для современных родителей. Федеральный портал информационно-просветительской поддержки родителей (создан в рамках реализации Национального проекта «Образование») Портал размещает актуальную информацию для родителей детей различных возрастных групп (от младенчества до подросткового возраста). Особое внимание уделяется поддержке родителей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья (представлена информация об особенностях развития детей с ОВЗ, службах ранней помощи, особенностях организации образования детей с ОВЗ, психолого-педагогическому сопровождению ребенкаи семьи).