Профилактика жестокого обращения с детьми

30.05.2024

Профилактика и решение проблемы жестокого обращения с детьми невозможны без взаимодействия. Как правило, координируют этот процесс социальный педагог и психолог. Но заниматься профилактикой жестокого обращения должны и педагоги, и классные руководители, и воспитатели.

При выявлении признаков жестокого обращения к педагогам и психологам должны присоединиться юристы. Ошибочно сводить жестокое обращение лишь к проявлениям физического насилия.

Скорее, это действия (или бездействие) родителей, воспитателей и других лиц, наносящее ущерб физическому или психическому здоровью ребенка. Хотя официального определения в действующем законодательстве нет.

Основные факты

  • Почти три четверти детей в возрасте 2–4 лет (примерно 300 миллионов детей) регулярно подвергаются физическим наказаниям и/или психологическому насилию со стороны родителей и воспитателей.
  • По имеющимся данным, каждая пятая женщина и каждый тринадцатый мужчина пережили сексуальное насилие в детстве (в возрасте 0–17 лет).
  • Жестокое обращение с детьми чревато пожизненными нарушениями их физического и психического здоровья, а его последствия в социальной и профессиональной сферах могут в конечном счете тормозить социально-экономическое развитие страны.
    • Жестокое обращение с детьми нередко является скрытым явлением. Лишь небольшая доля детей, пострадавших от жестокого обращения, получают поддержку со стороны медицинских специалистов.
    • Пострадавший от ненадлежащего обращения ребенок более склонен к жестокости по отношению к другим во взрослой жизни, в результате чего привычка к насилию передается от одного поколения другому. В связи с этим важнейшей задачей является прекращение порочного круга насилия, что позволит добиться позитивных изменений в жизни сразу нескольких поколений.
    • Жестокое обращение с детьми можно заблаговременно предотвращать согласованными усилиями целого ряда секторов.
    • Эффективные меры профилактики жестокого обращения включают оказание поддержки родителям и формирование у них позитивных навыков воспитания детей, а также совершенствование законодательства с введением запрета на применение насильственных форм наказания.
    • Оказание комплексной помощи детям и семьям может способствовать снижению риска рецидивирующих форм жестокого обращения и сведению к минимуму его последствий.

    Под жестоким обращением с детьми понимаются насильственные действия или неправомерное бездействие в отношении детей в возрасте до 18 лет. Оно охватывает все виды физической и/или эмоциональной жестокости, сексуального насилия, отсутствия заботы, невнимания и эксплуатации в коммерческих или иных целях со стороны лица, выполняющего обязанности, пользующегося доверием или облеченного властью, которые приводят к нанесению реального или потенциального ущерба здоровью ребенка, его шансам на выживание, развитию или достоинству.

    Основные факты

    • Почти три четверти детей в возрасте 2–4 лет (примерно 300 миллионов детей) регулярно подвергаются физическим наказаниям и/или психологическому насилию со стороны родителей и воспитателей.
    • По имеющимся данным, каждая пятая женщина и каждый тринадцатый мужчина пережили сексуальное насилие в детстве (в возрасте 0–17 лет).
    • Жестокое обращение с детьми чревато пожизненными нарушениями их физического и психического здоровья, а его последствия в социальной и профессиональной сферах могут в конечном счете тормозить социально-экономическое развитие страны.
    • Жестокое обращение с детьми нередко является скрытым явлением. Лишь небольшая доля детей, пострадавших от жестокого обращения, получают поддержку со стороны медицинских специалистов.
    • Пострадавший от ненадлежащего обращения ребенок более склонен к жестокости по отношению к другим во взрослой жизни, в результате чего привычка к насилию передается от одного поколения другому. В связи с этим важнейшей задачей является прекращение порочного круга насилия, что позволит добиться позитивных изменений в жизни сразу нескольких поколений.
    • Жестокое обращение с детьми можно заблаговременно предотвращать согласованными усилиями целого ряда секторов.
    • Эффективные меры профилактики жестокого обращения включают оказание поддержки родителям и формирование у них позитивных навыков воспитания детей, а также совершенствование законодательства с введением запрета на применение насильственных форм наказания.
    • Оказание комплексной помощи детям и семьям может способствовать снижению риска рецидивирующих форм жестокого обращения и сведению к минимуму его последствий.

    Под жестоким обращением с детьми понимаются насильственные действия или неправомерное бездействие в отношении детей в возрасте до 18 лет. Оно охватывает все виды физической и/или эмоциональной жестокости, сексуального насилия, отсутствия заботы, невнимания и эксплуатации в коммерческих или иных целях со стороны лица, выполняющего обязанности, пользующегося доверием или облеченного властью, которые приводят к нанесению реального или потенциального ущерба здоровью ребенка, его шансам на выживание, развитию или достоинству.

    Масштабы проблемы

    Жестокое обращение с детьми является глобальной проблемой, порождающей серьезные последствия на всех этапах жизни людей. В последнее время по данной проблеме были проведены обследования в нескольких странах с низким и средним уровнем дохода, однако по целому ряду стран данные до сих пор отсутствуют.

    Жестокое обращение с детьми представляет собой комплексную и трудную для изучения проблему. Имеющиеся оценки варьируются в широком диапазоне в зависимости от страны и используемой методологии исследований. Точность оценок зависит от:

    • применяемых определений понятия «жестокое обращение с детьми»;
    • принятой типологии изучаемых форм жестокого обращения с детьми;
    • статистического охвата и качества официальных статистических данных;
    • охвата и качества обследований, предусматривающих сбор информации со слов самих жертв, родителей или воспитателей.

    Вместе с тем данные международных исследований свидетельствуют о том, что почти три четверти детей в возрасте 2–4 лет регулярно подвергаются физическим наказаниям и/или психологическому насилию со стороны родителей или воспитателей, а каждая пятая женщина и каждый тринадцатый мужчина перенесли сексуальное насилие в детском возрасте.

    Ежегодная численность насильственных смертей среди детей в возрасте до 18 лет оценивается на уровне 40 150 случаев, многие из которых с большой вероятностью обусловлены жестоким обращением с детьми. Этот показатель, скорее всего, является заниженным и не отражает истинных масштабов проблемы, поскольку очень часто в качестве причины смерти ребенка, произошедшей в результате жестокого обращения, некорректно указываются падение, ожог, утопление или другие факторы.

    В условиях вооруженных конфликтов и перемещений беженцев девочки особенно подвержены сексуальному насилию, эксплуатации и жестокому обращению со стороны представителей воюющих сторон, сил безопасности, местных жителей, гуманитарных работников и других лиц.

    Последствия жестокого обращения

    Жестокое обращение зачастую имеет тяжелые кратко- и долгосрочные последствия для физического, сексуального и психического здоровья детей. К ним относятся телесные повреждения, включая травмы головы и серьезные инвалидизирующие последствия, особенно для детей младшего возраста, посттравматический стресс, тревожные расстройства, депрессия и инфекции, передаваемые половым путем (ИППП), в том числе ВИЧ-инфекция. Дополнительные проблемы со здоровьем, в частности гинекологические расстройства и нежелательная беременность, могут возникать у девочек подросткового возраста. Жестокое обращение с детьми может пагубно сказываться на когнитивных функциях и успеваемости и нередко приводит к злоупотреблению алкоголем, употреблению психоактивных веществ и курению – ведущим факторам риска неинфекционных заболеваний (НИЗ), в частности сердечно-сосудистых и онкологических.

    Жестокое обращение вызывает стресс, который в раннем возрасте способствует нарушению развития головного мозга. Экстремальный стресс может пагубно влиять на становление нервной и иммунной систем. В результате в зрелом возрасте людям, которые перенесли жестокое обращение в детстве, угрожает повышенный риск поведенческих проблем, а также физических и психических последствий, таких как:

    • склонность к насильственному поведению или подверженность насилию;
    • депрессия;
    • курение;
    • ожирение;
    • рискованное сексуальное поведение;
    • незапланированная беременность;
    • злоупотребление алкоголем и зависимость от психоактивных веществ.

    Насилие в отношении детей также усиливает проявления неравенства в сфере образования. У детей, перенесших насилие, на 13% выше вероятность не закончить школу.

    Помимо последствий для здоровья и общества, жестокое обращение с детьми негативно влияет на экономику, в том числе повышая расходы на госпитализацию, лечение нарушений психического здоровья, социальную защиту детей, а также расходы, связанные с долгосрочными проблемами здоровья.

    Факторы риска

    Установлено, что жестокому обращению с детьми способствует несколько факторов риска. Не все они характерны для любой социально-культурной среды, и приведенные ниже факторы дают лишь общее представление о причинах жестокого обращения с детьми.

    Ребенок

    Важно помнить, что ребенок является жертвой и ни в коем случае не виновником жестокого обращения с ним. Некоторые индивидуальные особенности ребенка могут подвергать его повышенному риску жестокого обращения:

    • возраст ребенка: до четырех лет или подростковый возраст;
    • рождение ребенка вопреки желанию родителей или неоправдание их ожиданий от ребенка;
    • наличие особых потребностей, внешних физических отклонений, постоянный плач;
    • наличие интеллектуальных или неврологических нарушений;
    • гомосексуальная, бисексуальная или трансгендерная принадлежность с точки зрения самого ребенка или по мнению окружающих.

    Родители или воспитатели

    К числу индивидуальных факторов, повышающих риск жестокого обращения с ребенком со стороны родителя и воспитателя, относятся:

    • дефицит эмоциональной близости с новорожденным;
    • отсутствие привычки заботиться о ребенке;
    • опыт перенесенного жестокого обращения в детстве;
    • незнание особенностей развития ребенка или завышенные ожидания;
    • злоупотребление алкоголем или употребление психоактивных веществ, в том числе во время беременности;
    • низкая самооценка;
    • неконтролируемое импульсивное поведение;
    • наличие психических или неврологических нарушений;
    • противоправное поведение;
    • финансовые трудности.

    Взаимоотношения

    К факторам, повышающим риск жестокого обращения с детьми вследствие динамики взаимоотношений в семье либо между сексуальными партнерами, друзьями и ровесниками, относятся:

    • разлад в семье или насилие между другими членами семьи;
    • социальная изоляция или отсутствие круга поддержки;
    • отсутствие помощи в воспитании ребенка со стороны родственников.

    Факторы непосредственного социального окружения и общественные факторы

    Повышению риска жестокого обращения с детьми могут способствовать характеристики ближайшего социального окружения и общества в целом, в частности:

    • гендерное и социальное неравенство;
    • отсутствие подходящего жилья или услуг по поддержке семей и соответствующих общественных институтов;
    • высокий уровень безработицы и нищеты;
    • доступность алкоголя и наркотиков;
    • неэффективность стратегий и программ по предупреждению жестокого обращения с детьми, детской порнографии, детской проституции и детского труда;
    • социальные и культурные нормы, оправдывающие и поощряющие насилие в отношении других людей, одобряющие применение телесных наказаний, жестко закрепляющие гендерные роли или умаляющие статус ребенка во взаимоотношениях между родителями и детьми;
    • социальные, экономические, медико-санитарные и образовательные стратегии, приводящие к снижению уровня жизни или социально-экономическому неравенству или нестабильности.

    Профилактика

    Для профилактики и пресечения жестокого обращения с детьми требуется многосекторальный подход.

    Чем быстрее принимаются профилактические меры после рождения ребенка, тем большую пользу они приносят самому ребенку (в частности, с точки зрения когнитивного развития, формирования поведенческих и социальных навыков, образовательных достижений), а также обществу (снижение антиобщественных тенденций и преступности).

    Эффективные и практически реализуемые меры профилактики включают:

    • оказание поддержки родителям и воспитателям. Проведение медсестрами, социальными работниками или специально подготовленными работниками из числа неспециалистов информационных и практических занятий на дому или в местных учреждениях, направленных на развитие навыков заботливого и ненасильственного родительского поведения;
    • меры в области образования и обучения жизненным навыкам:
      • повышение охвата детского населения качественными образовательными услугами, которые позволяют детям приобретать знания, умения и навыки, повышающие их психоэмоциональную устойчивость и снижающие риск насилия;
      • программы профилактики сексуального насилия, направленные на формирование у детей и подростков знаний и навыков, позволяющих руководствоваться принципом сексуального согласия, не становиться жертвами или виновниками сексуального насилия и эксплуатации и своевременно обращаться за помощью и поддержкой;
      • меры по созданию позитивной и ненасильственной обстановки в учебных заведениях и укреплению взаимоотношений между учащимися, преподавателями и административным персоналом;
    • меры по формированию норм и ценностей. Программы, направленные на преобразование ограничительных и пагубных гендерных и социальных норм в отношении воспитания детей, методов дисциплинарного воздействия на ребенка и гендерного равенства и повышение роли отцов в воспитании детей;
    • принятие и контроль за соблюдением законодательства. Законодательные нормы, запрещающие насильственные формы наказания и защищающие детей от сексуального насилия и эксплуатации;
    • службы реагирования и поддержки. Своевременное выявление фактов жестокого обращения в сочетании с непрерывным оказанием поддержки пострадавшим от насилия детям и членам их семей для предупреждения рецидивирующего жестокого обращения и его последствий.

    Для достижения максимальной эффективности профилактически-реабилитационных мер ВОЗ рекомендует структурам общественного здравоохранения применять четырехэтапный алгоритм действий:

    • определение проблемы;
    • определение причин и факторов риска;
    • разработка и апробация мер, направленных на минимизацию факторов риска;
    • распространение информации об эффективности мер и внедрение доказавших свою эффективность мер в массовую практику.

    Основные мероприятия:

    * Посещение квартир неблагополучных семей совместно с соцпедагогом или участковым инспектором УВД, проведение анализа условий проживания подростков.

    * При выявлении фактов жестокого обращения с несовершеннолетними -незамедлительное информирование специалистов по работе со случаем. Направление информации в комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав для осуществления контроля за обеспечением прав несовершеннолетних.

    * Осуществление систематического анкетирования учащихся с целью выявления фактов жестокого обращения в семье.

    * Проведение классных часов, лекций по правам несовершеннолетних для учащихся и их родителей.

    * Оформление стенда с информацией о местах, куда можно обратиться за помощью при жестоком обращении и насилии в семье.

    Методические рекомендации для родителей

    Рекомендации для родителей, чьи дети постоянно подвергаются моральному унижению со стороны педагогов или сверстников

    1. Не упрекайте ребенка за то, что он не рассказал об этом раньше, или ничего не сделал, чтобы предотвратить случившееся.
    2. Поговорите с ребенком, определите источник конфликта, стресса, напряжения в отношениях.
    3. Дайте понять ребенку, что вы понимаете его и верите.
    4. Поставьте в известность классного руководителя и администрацию школы.

    Рекомендации для родителей, чьи дети подверглись изнасилованию

    1. Старайтесь вызвать на доверительный разговор о случившемся и времени происшествия.
    2. Постарайтесь своим поведением вселить веру в свои силы, будущее.
    3. Уверьте в конфиденциальности разговора, и в том, что ребенок потом сам решит, что, когда и кому он расскажет о случившемся.
    4. Скажите ребенку о необходимости выражать свои чувства и что это естественно. Каждый имеет право на любые чувства, которые у него возникают.
    5. Помогите определить основную трудность, проблему.
    6. Уменьшите чувство вины, убедите, что ребенок не виноват в случившемся.
    7. Способствуйте повышению самооценки.
    8. Найдите в ситуации как можно больше положительных моментов (осталась жива).
    9. Помогите ребенку осознать наличие у него резервных возможностей, вместе с ним найдите выход их создавшегося положения.
    10. Убедите ребенка, что он обязательно преодолеет свои переживания, а состояние, в котором он находится, пройдет, но для этого нужно время.
    11. Подскажите ребенку “Как” и “Что” он должен делать, “Как реагировать”, пока не сможет мобилизовать свои собственные силы.
    12. Приветствуйте позитивное общение со сверстниками и значимыми взрослыми, поощряйте посещение секций, кружков и не позволяйте полностью изолироваться от своего постоянного окружения, близких людей.
    13. Предложите ребенку различные материалы для творчества, что позволит выразить чувства, снять напряжение.
     

    Методические рекомендации для педагогов

      

    Главная задача в решении вопросов профилактики жестокости и насилия, не только планомерная информационная работа с родителями, но и психопросветительская с педагогами. Именно учитель может заметить изменения в поведении, психоэмоциональном состоянии ребенка и предположить что с ним, возможно, обращаются жестоко, проявляют различного рода насилие.

    Для того чтобы подтвердить или опровергнуть данное предположение, мы предлагаем элементарную диагностику ребенка, подвергшегося насилию.

    Эмоциональное состояние

    • низкая самооценка, пассивность;
    • сниженный эмоциональный фон, апатия, страхи;
    • беспокойство, повышенная тревожность.
    • Депрессивные состояния, печаль.

    Поведение

    • оппозиционное; заискивающее, регрессивное;
    • несоответствуюшая возрасту ответственность;
    • саморазрушительное поведение (причинение увечий самим себе, суицидальные мысли).
    • возникновение различного рода отклонений в поведении: агрессия, дезадаптация, аддиктивное, девиантное, делинквентное поведение.

    Интеллект

    • снижение или полная потеря интереса к школе;
    • задержка или резкое снижение уровня интеллектуального развития;
    • снижения познавательной мотивации и как следствие устойчивая школьная неуспеваемость;
    • нарушения речевого развития,
    • заторможенность в ответах, при выполнении заданий;
    • трудности запоминания, концентрации внимания.

    Взаимоотношения с окружающими

    • неумение общаться с людьми, дружить;
    • отсутствие друзей либо чрезмерное неразборчивое дружелюбие;
    • стремление любыми способами, вплоть до нанесения самоповреждений, привлечь к себе внимание взрослых, или избегание взрослых, подозрительность и недоверие к ним;
    • требование ласки и внимания или замкнутость, стремление к уединению;
    • агрессивность и импульсивность по отношению к взрослым, сверстникам;
    • роль “козла отпущения”;

    Физическое состояние

    • маленький рост, недостаточный вес;
    • гигиеническая запущенность, неопрятный вид;
    • психосоматические заболевания, неврозы;
    • постоянный голод и/или жажда;
    • мастурбация.

    Если вышеуказанные признаки в большинстве своем были обнаружены в поведении ребенка, мы предлагаем следующий алгоритм действий взрослого.

    Что должен знать и уметь педагог для оказания помощи ребенку, пострадавшему от жестокости и насилия

    1. Законы о защите прав ребенка.
    2. Организации, куда можно обратиться для защиты ребенка (органы внутренних дел, здравоохранения, опеки и попечительства по месту фактического проживания ребенка, общественные правозащитные организации).
    3. Учреждения оказывающие психологическую помощь детям (ППМС-Центры), номера “Телефонов Доверия”.
    4. Последовательность своих действий в случае жестокости и насилия.
    5. Признаки, характерные для различных видов насилия, в том числе физические повреждения и поведенческие отклонения.
    6. Особенности поведения родителей или попечителей, позволяющие заподозрить жестокость по отношению к ребенку.
    7. Последствия жестокого обращения, насилия: психологические, эмоциональные, интеллектуальные, поведенческие и пр.
    8. Правила организации общения, установления контакта, уметь внимательно выслушать ребенка, независимо от того подтверждает или отрицает он жестокое обращение и общаться с детьми.
    9. Знать и уметь дать профессионально грамотные рекомендации родителям, дети которых подверглись жестокому обращению или насилию со стороны взрослых или сверстников.
    10. Быть честным с семьей, стараться подробно разъяснить родителям причину разговора с ними.

    В случае выявления явных признаков жестокого обращения с ребенком:

    1) немедленно направить служебную записку руководителю образовательного учреждения о выявленном случае жестокого обращения с ребенком;

    2) руководитель образовательного учреждения немедленно сообщает по телефону (затем, в течение дня направляет письменную информацию) о выявленном случае жестокого обращения с ребенком в органы опеки и попечительства для проведения обследования условий жизни и воспитания ребенка;

    Последовательность действий педагога

    Постараться разговорить ребенка, установить контакт, доверительные отношения с ним. Оказать эмоциональную поддержку. Здесь необходимо учесть, что взрослый должен продемонстрировать по отношению к ребенку интерес, дружелюбие, искренность, теплоту и эмпатию. В таком случае ребенок почувствует, что данный человек действительно слышит и понимает его мысли и чувства. Осмотреть повреждения. Не отправлять домой, если он боится туда возвращаться. Если нет возможности устроить его на ночлег к родственникам или в другое безопасное место необходимо обратиться:

    • в милицию или прокуратуру, если действия родителей являются преступными. Чаще всего имеет место сочетание ненадлежащего исполнения обязанностей по воспитанию ребенка с жестоким обращением;
    • в травмпункт или другое медицинское учреждение, чтобы зафиксировать травмы;
    • в орган опеки и попечительства по месту фактического проживания ребенка, если родители относятся к группе риска по алкоголизму, наркомании или психическим заболеваниям и невозможно их обучить родительским навыкам;
    • на консультацию к психологу, социальному педагогу с целью:

    - проведения диагностического обследования ребенка и всей семьи, с целью установления причин имеющихся у ребенка нарушений (домашнее насилие, алкоголизм, наркомания, асоциальное поведение родителей, психические заболевания);

    - организации и проведения блока коррекционных занятий с ребенком и родителями по обучению навыкам адекватного взаимодействия в условиях семейного воспитания;

    - обучения родителей ненасильственным методам воспитания, приемам релаксации и способам снятия нервно-психического напряжения.

    Особенности поведения родителей или лиц их заменяющих, позволяющие заподозрить жестокость по отношению к ребенку

    • Противоречивые, путаные объяснения причин травм у ребенка и нежелание внести ясность в произошедшее.
    • Нежелание, позднее обращение за медицинской помощью или инициатива обращения за помощью исходит от постороннего лица.
    • Обвинение в травмах самого ребенка.
    • Неадекватность реакции родителей на тяжесть повреждения, стремление к ее преувеличению или преуменьшению.
    • Отсутствие обеспокоенности за судьбу ребенка.
    • Невнимание, отсутствие ласки и эмоциональной поддержки в обращении с ребенком.
    • Обеспокоенность собственными проблемами, не относящимися к здоровью ребенка.
    • Рассказы о том, как их наказывали в детстве.
    • Признаки психических расстройств в поведении или проявление патологических черт характера (агрессивность, возбуждение, неадекватность и пр.).

    Психолого-педагогические правила организации общения между учителем и учениками

    1. Будьте внимательны к своим ученикам, отмечайте малейшие изменения в их поведении, любые отклонения от нормы. Пристального внимания учителей и родителей требуют резкие “вдруг” возникшие изменения в поведении.

    2. Обратите внимание на изменение работоспособности ученика (не может продолжительное время работать без отвлечений и ошибок из-за быстро нарастающего утомления).

    3. Нельзя торопиться с выводами, проявляйте терпение, доброжелательность по отношению к ученику. Понаблюдайте, побеседуйте с родителями.

    4. Будьте объективны не только в оценке ученика, но и в сложившейся ситуации. Не поддавайтесь эмоциям, чувствам, которые мешают решению проблемы.

    5. Всегда чувствуйте психологическую атмосферу в классе. Для этого необходимо:

    - наблюдать за детьми и обращать внимание на их поведение;

    - понимать выражение глаз ребят, их мимику, жесты;

    - уметь сопоставлять психологическую атмосферу сегодняшнего дня со вчерашней.

    6. Искренне интересуйтесь жизнью своих учеников. Относитесь сочувственно к мыслям и желаниям детей: не придирайтесь, не пытайтесь переделать, не критикуйте, чаще хвалите!

    Как консультантам “Телефонов Доверия”, так и близким взрослым нельзя забывать о физических и эмоциональных травмах, которые получают дети от направленной против них злобы, ненависти. Так давайте подходить к детям, нуждающимся в психологической помощи и поддержке с открытой душой, горячим сердцем, добротой, вселяя в детские души надежду, веру в завтрашний день!

    Телефон доверия для детей и подростков

    30.05.2024

    Телефон доверия для детей и подростков 8-800-2000-122 или 8-800-300-83-83

    Уголовная ответственность за жестокое обращение или применение насилия в отношении несовершеннолетних

    30.05.2024

    Семья – это естественная и основная ячейка общества, дети – наше будущее. Забота о них является залогом процветания государства и общества. Причем эта забота должна исходить в равной степени и от родителей, и от государства.

    Охрана интересов семьи и несовершеннолетних является одним из приоритетных направлений политики государства, которое принимает определенные меры в области совершенствования законодательства в сфере защиты несовершеннолетних от насилия.

    Действующее российское уголовное законодательство, предусматривает ответственность практически за все виды физического, психического и сексуального насилия в отношении несовершеннолетних.

    Уголовная ответственность

    Конституция Российской Федерации устанавливает, что материнство и детство, семья находятся под защитой государства. Определенную роль в этом играет уголовно-правовая защита ребенка от различных форм насилия.

    Так, статьей 117 Уголовного Кодекса Российской Федерации (УК РФ) предусмотрена ответственность заистязание, совершенное в отношении несовершеннолетнего. Под истязанием следует понимать умышленное причинение продолжительной боли или мучений способами, вызывающими особые физические и психические страдания, либо систематическое нанесение побоев, но без тяжких последствий.

    Кроме того, в связи с физической и психологической незрелостью детей, следует отнести такое нарушение их прав, какоставление в опасности (ст. 125 УК РФ). Причем степень угрозы для жизни и здоровья несовершеннолетнего зависят от его возраста и других обстоятельств. Маленький и беспомощный ребенок может тяжело заболеть и даже погибнуть, если останется один на короткий срок (зимой на улице). Для детей старше 2-х лет опасностью является размещение в доступных местах лекарств, уксуса, спичек и др.

    В Уголовном кодексе РФ закреплена ответственность за доведение лица до самоубийства (ст. 110 УК РФ) путем жестокого обращения, систематического унижения человеческого достоинства (оскорбление, издевательствах, циничном высмеивании физических недостатков, принуждении к унизительным действиям и т.д.). Более того, предусматривается усиление наказания за те же действия, совершенные в отношении лица, находящегося в зависимости от виновного. Именно под эту норму подпадают взаимоотношения родителей и несовершеннолетних детей, педагогов и учеников.Хочу такой сайт

    В последнее время несовершеннолетние часто становятся жертвами преступлений, направленных против половой неприкосновенности или свободы.

    Подобные деяния караются достаточно сурово, особенно, если от насильника пострадал несовершеннолетний (несовершеннолетняя), который в связи с физической слабостью не мог оказать сопротивление.

    К данным преступлениям в этой сфере относится, в том числе изнасилование (ст. 131 УК РФ) – половое сношение вопреки воли несовершеннолетней потерпевшей. Оно может совершаться с применением или угрозой применения насилия в виде причинения физической боли различными способами, либо с использованием беспомощного состояния потерпевшего и/или психического давления на потерпевшую в виде угроз, оскорблений и т.д.

    Особую опасность для ребенка несет изнасилование, совершаемое, как это нередко случается, отчимом или сожителем матери.

    При изнасиловании несовершеннолетнего причиняется ущерб его здоровью, нормальному физическому и психическому развитию, поэтому ответственность несут как посягнувшие на ребенка взрослые, так и те, которые должны это предвидеть. Причем добровольное согласие на вступление в половую близость несовершеннолетнего, понимающего характер и значение половых отношений, но не достигшего 16-летнего возраста, не освобождает насильника от ответственности.

    В уголовном законодательстве Российской Федерации установлена ответственность за развратные действия сексуального характера в отношении несовершеннолетних, куда входят поступки виновного, направленные на удовлетворение половой страсти без сношения. Сюда же относятся действия, направленные на нездоровое возбуждение полового чувства несовершеннолетних: непристойные прикосновения, демонстрация порнографических изданий, совершение в присутствии несовершеннолетних половых актов и прочее. При выяснении подобных обстоятельств необходимо учитывать, что дети легко поддаются внушению, уговорам взрослых, особенно, если это один из родителей.

    В отдельную главу УК РФ выделены преступления, нарушающие семейный уклад и интересы несовершеннолетних, включая вовлечение их в совершение преступления. Вовлечением считаются любые действия, возбуждающие стремление к совершению преступлений, в том числе:

    -       прямое склонение несовершеннолетнего к совершению преступления посредством уговоров, обещаний материальных выгод, подарков и др.;

    -       использование его неведения и доверчивости;

    -       принуждения, применение насилия или угрозы.

    В понятие антиобщественного поведения входят систематическое употребление спиртных напитков и других одурманивающих веществ, проституция, бродяжничество, попрошайничество.

    Вместе с тем, какая бы ответственность за применение насилия в отношении несовершеннолетнего не существовала, очень важно, чтобы она реально применялась, так как одним из наиболее эффективных способов предупреждения преступления является неизбежность наказания, в связи, с чем важно своевременно выявлять случаи насилия в отношении несовершеннолетнего.

    Возможные признаки насилия или жестоко обращения с ребенком

    Выявить ребенка, пострадавшего от жестокого обращения, можно по его физическим, эмоциональным и поведенческим признакам. Признаками насилия или жестоко обращения являются краткосрочные и долгосрочные последствия, а именно вред физическому и психическому здоровью ребенка и его развитию.

    Например:

    -    Повреждения, на разных частях тела находящиеся на различных стадиях заживления;

    -         Необъяснимые повторяющиеся травмы;

    -        Травмы головы (тошнота, рвота, головные боли, потеря сознания);

    -         Гематомы, в том числе в виде следов от ударов ремнем, палкой, шнуром, рукой;

    -        Переломы, особенно у детей до 3-х лет, а также вывихи без понятных объяснений;

    -        Шрамы, повреждения кожи;

    -        Ожоги, в том числе круглые от сигарет, повторяющие форму горячего предмета;

    -        Следы от связывания;

    – Состояние измененного сознания после насильственного приема лекарств, алкоголя, психоактивных веществ;

    -        Боли внизу живота;

    -        Повреждения половых органов;

    -        Гематомы на груди, ягодицах, бедрах, нижней части живота;

    -        Повторяющиеся воспаления мочевыводящих путей;

    -        Инфекции, передающиеся половым путем;

    -        Разорванное, запачканное или окровавленное белье;

    -        Участки кожи на голове без волос;

    -        Боль при сидении, ходьбе;

    -        Беременность;

    -        Отставание в психомоторном развитии;

    -        Истощение, обезвоживание;

    -        Перегревание, переохлаждение;

    -        Грязная одежда; одежда, не соответствующая сезону;

    -        Опухшие, «заспанные» глаза;

    -        Испуганный взгляд;

    -        Гнев, агрессивность;

    -        Чувство вины;

    -        Педикулез, сыпи, плохой запах;

    -       Посттравматическое стрессовое расстройство у ребенка; -Упорное нежелание раздеться для осмотра в присутствии

    медицинских работников;

    -        Частые опоздания в школу, прогулы;

    -        Внезапное снижение успеваемости;

    -        Малая подвижность, слабая эмоциональная реакция;

    -        Бледное лицо;

    -        Всклоченные волосы;

    -        Низкая самооценка;

    -        Нанесение самоповреждений, суицидные попытки;

    -        Агрессивное поведение;

    -        Избегающее поведение;

    -        Псевдовзрослое поведение;

    -        Постоянное чувство голода, попрошайничество;

    -        Избегание физических контактов;

    -        Уходы из дома;

    -        Хроническая усталость, сонливость;

    -        Запущенные заболевания;

    -        Нежелание возвращаться домой;

    -        Страх при приближении родителя;

    -        Равнодушие, пассивность;

    Выявление одного или более из этих признаков должно становиться поводом к оценке ситуации, которую необходимо рассматривать в целом, изучая данные о ребенке и его семье.

    Руководителям и специалистам органов и учреждений системы профилактики необходимо проводить профилактические мероприятия по предупреждению насилия и жестокого обращения с детьми. Внимательно относиться к внешним проявлениям случаев насилия и жестокого обращения с детьми, а в случае их выявления оперативно информировать об этом правоохранительные органы.

    Особенности поведения родителей или лиц их заменяющих, позволяющие заподозрить физическое насилие:

    -противоречивые, путаные объяснения причин травм у ребенка;

    -        позднее обращение за медицинской помощью.

    -         обвинение в травмах самого ребенка.

    -         отсутствие обеспокоенности за судьбу ребенка.

    -         возражают против осмотра ребенка врачом в образовательном учреждении, прохождения диспансеризаций в медицинском учреждении.

    -         невнимание, отсутствие ласки и эмоциональной поддержки в обращении с ребенком.

    -         рассказы о том, как их наказывали в детстве.

    К факторам, способствующим насилию или жестокому обращению с ребенком можно отнести:

    -         особенности родителей (низкая самооценка, депрессия, агрессивность, неумение контролировать свои эмоции; состояние здоровья; несформированные родительские навыки; подверженность родителей насилию в детстве);

    -        особенности ребенка (гиперактивность, наличие физических и психических отклонений, отставание в развитии);

    -        особенности семьи (неполные семьи, семьи с низким уровнем достатка; семьи с незапланированным и нежеланным ребенком).

    -        социально-политические и культурные факторы (недостаточная профилактическая работа; несовершенство механизмов выявления и оказания помощи детям и семьям, затронутым проблемой насилия; недостаточное осознание обществом жестокого обращения с ребенком как проблемы, бедность; безработица).

    Куда обращаться если стало известно о фактах насилия в отношении несовершеннолетнего

    Ранее выявление случаев жестокого обращения в отношении несовершеннолетних и оказания детям комплексной помощи минимизирует вред их здоровью и развитию, способствует профилактике социального сиротства, суицидов среди несовершеннолетних.

    – В случае выявления лиц жестоко обращающихся с несовершеннолетними или совершающих по отношению к ним противоправные деяния незамедлительно обратиться в органы внутренних дел, в прокуратуру.

    – В случае выявления несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей или иных законных представителей либо находящихся в обстановке, представляющей угрозу их жизни, здоровью или препятствующей их воспитанию сообщить в орган опеки и попечительства, в прокуратуру.

    – В случае выявления несовершеннолетних, нуждающихся в помощи государства в связи с безнадзорностью или беспризорностью, а также о выявлении семей, находящихся в социально опасном положении сообщить в орган управления социальной защиты населения, в прокуратуру.

    Не оставляйте без внимания подозрительные ситуации, не стесняйтесь сообщать в правоохранительные органы о возникших у Вас подозрениях, так как наша с Вами задача остановить и предотвратить случаи насилия над несовершеннолетними в семье.

    В выявлении несовершеннолетних, пострадавших от жестокого обращения, также принимают участие специалисты всех субъектов системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

    Особую роль в выявлении жестокого обращения на ранних этапах играют специалисты учреждений образования, здравоохранения, которые имеют возможность наблюдать несовершеннолетнего в течение длительного времени.

    Алгоритм действий сотрудников органов и учреждений системы профилактики при обнаружении признаков насилия или жестокого обращения с несовершеннолетним устанавливается Семейным кодексом Российской Федерации, Федеральным Законом «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», а также другими правовыми актами и административными регламентами.

    Наверх
    На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

    Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
    Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».