30.05.2024
Профилактика и решение проблемы жестокого обращения с детьми невозможны без взаимодействия. Как правило, координируют этот процесс социальный педагог и психолог. Но заниматься профилактикой жестокого обращения должны и педагоги, и классные руководители, и воспитатели.
При выявлении признаков жестокого обращения к педагогам и психологам должны присоединиться юристы. Ошибочно сводить жестокое обращение лишь к проявлениям физического насилия.
Скорее, это действия (или бездействие) родителей, воспитателей и других лиц, наносящее ущерб физическому или психическому здоровью ребенка. Хотя официального определения в действующем законодательстве нет.
Основные факты
- Жестокое обращение с детьми нередко является скрытым явлением. Лишь небольшая доля детей, пострадавших от жестокого обращения, получают поддержку со стороны медицинских специалистов.
- Пострадавший от ненадлежащего обращения ребенок более склонен к жестокости по отношению к другим во взрослой жизни, в результате чего привычка к насилию передается от одного поколения другому. В связи с этим важнейшей задачей является прекращение порочного круга насилия, что позволит добиться позитивных изменений в жизни сразу нескольких поколений.
- Жестокое обращение с детьми можно заблаговременно предотвращать согласованными усилиями целого ряда секторов.
- Эффективные меры профилактики жестокого обращения включают оказание поддержки родителям и формирование у них позитивных навыков воспитания детей, а также совершенствование законодательства с введением запрета на применение насильственных форм наказания.
- Оказание комплексной помощи детям и семьям может способствовать снижению риска рецидивирующих форм жестокого обращения и сведению к минимуму его последствий.
Под жестоким обращением с детьми понимаются насильственные действия или неправомерное бездействие в отношении детей в возрасте до 18 лет. Оно охватывает все виды физической и/или эмоциональной жестокости, сексуального насилия, отсутствия заботы, невнимания и эксплуатации в коммерческих или иных целях со стороны лица, выполняющего обязанности, пользующегося доверием или облеченного властью, которые приводят к нанесению реального или потенциального ущерба здоровью ребенка, его шансам на выживание, развитию или достоинству.
Основные факты
- Почти три четверти детей в возрасте 2–4 лет (примерно 300 миллионов детей) регулярно подвергаются физическим наказаниям и/или психологическому насилию со стороны родителей и воспитателей.
- По имеющимся данным, каждая пятая женщина и каждый тринадцатый мужчина пережили сексуальное насилие в детстве (в возрасте 0–17 лет).
- Жестокое обращение с детьми чревато пожизненными нарушениями их физического и психического здоровья, а его последствия в социальной и профессиональной сферах могут в конечном счете тормозить социально-экономическое развитие страны.
- Жестокое обращение с детьми нередко является скрытым явлением. Лишь небольшая доля детей, пострадавших от жестокого обращения, получают поддержку со стороны медицинских специалистов.
- Пострадавший от ненадлежащего обращения ребенок более склонен к жестокости по отношению к другим во взрослой жизни, в результате чего привычка к насилию передается от одного поколения другому. В связи с этим важнейшей задачей является прекращение порочного круга насилия, что позволит добиться позитивных изменений в жизни сразу нескольких поколений.
- Жестокое обращение с детьми можно заблаговременно предотвращать согласованными усилиями целого ряда секторов.
- Эффективные меры профилактики жестокого обращения включают оказание поддержки родителям и формирование у них позитивных навыков воспитания детей, а также совершенствование законодательства с введением запрета на применение насильственных форм наказания.
- Оказание комплексной помощи детям и семьям может способствовать снижению риска рецидивирующих форм жестокого обращения и сведению к минимуму его последствий.
Под жестоким обращением с детьми понимаются насильственные действия или неправомерное бездействие в отношении детей в возрасте до 18 лет. Оно охватывает все виды физической и/или эмоциональной жестокости, сексуального насилия, отсутствия заботы, невнимания и эксплуатации в коммерческих или иных целях со стороны лица, выполняющего обязанности, пользующегося доверием или облеченного властью, которые приводят к нанесению реального или потенциального ущерба здоровью ребенка, его шансам на выживание, развитию или достоинству.
Масштабы проблемы
Жестокое обращение с детьми является глобальной проблемой, порождающей серьезные последствия на всех этапах жизни людей. В последнее время по данной проблеме были проведены обследования в нескольких странах с низким и средним уровнем дохода, однако по целому ряду стран данные до сих пор отсутствуют.
Жестокое обращение с детьми представляет собой комплексную и трудную для изучения проблему. Имеющиеся оценки варьируются в широком диапазоне в зависимости от страны и используемой методологии исследований. Точность оценок зависит от:
- применяемых определений понятия «жестокое обращение с детьми»;
- принятой типологии изучаемых форм жестокого обращения с детьми;
- статистического охвата и качества официальных статистических данных;
- охвата и качества обследований, предусматривающих сбор информации со слов самих жертв, родителей или воспитателей.
Вместе с тем данные международных исследований свидетельствуют о том, что почти три четверти детей в возрасте 2–4 лет регулярно подвергаются физическим наказаниям и/или психологическому насилию со стороны родителей или воспитателей, а каждая пятая женщина и каждый тринадцатый мужчина перенесли сексуальное насилие в детском возрасте.
Ежегодная численность насильственных смертей среди детей в возрасте до 18 лет оценивается на уровне 40 150 случаев, многие из которых с большой вероятностью обусловлены жестоким обращением с детьми. Этот показатель, скорее всего, является заниженным и не отражает истинных масштабов проблемы, поскольку очень часто в качестве причины смерти ребенка, произошедшей в результате жестокого обращения, некорректно указываются падение, ожог, утопление или другие факторы.
В условиях вооруженных конфликтов и перемещений беженцев девочки особенно подвержены сексуальному насилию, эксплуатации и жестокому обращению со стороны представителей воюющих сторон, сил безопасности, местных жителей, гуманитарных работников и других лиц.
Последствия жестокого обращения
Жестокое обращение зачастую имеет тяжелые кратко- и долгосрочные последствия для физического, сексуального и психического здоровья детей. К ним относятся телесные повреждения, включая травмы головы и серьезные инвалидизирующие последствия, особенно для детей младшего возраста, посттравматический стресс, тревожные расстройства, депрессия и инфекции, передаваемые половым путем (ИППП), в том числе ВИЧ-инфекция. Дополнительные проблемы со здоровьем, в частности гинекологические расстройства и нежелательная беременность, могут возникать у девочек подросткового возраста. Жестокое обращение с детьми может пагубно сказываться на когнитивных функциях и успеваемости и нередко приводит к злоупотреблению алкоголем, употреблению психоактивных веществ и курению – ведущим факторам риска неинфекционных заболеваний (НИЗ), в частности сердечно-сосудистых и онкологических.
Жестокое обращение вызывает стресс, который в раннем возрасте способствует нарушению развития головного мозга. Экстремальный стресс может пагубно влиять на становление нервной и иммунной систем. В результате в зрелом возрасте людям, которые перенесли жестокое обращение в детстве, угрожает повышенный риск поведенческих проблем, а также физических и психических последствий, таких как:
- склонность к насильственному поведению или подверженность насилию;
- депрессия;
- курение;
- ожирение;
- рискованное сексуальное поведение;
- незапланированная беременность;
- злоупотребление алкоголем и зависимость от психоактивных веществ.
Насилие в отношении детей также усиливает проявления неравенства в сфере образования. У детей, перенесших насилие, на 13% выше вероятность не закончить школу.
Помимо последствий для здоровья и общества, жестокое обращение с детьми негативно влияет на экономику, в том числе повышая расходы на госпитализацию, лечение нарушений психического здоровья, социальную защиту детей, а также расходы, связанные с долгосрочными проблемами здоровья.
Факторы риска
Установлено, что жестокому обращению с детьми способствует несколько факторов риска. Не все они характерны для любой социально-культурной среды, и приведенные ниже факторы дают лишь общее представление о причинах жестокого обращения с детьми.
Ребенок
Важно помнить, что ребенок является жертвой и ни в коем случае не виновником жестокого обращения с ним. Некоторые индивидуальные особенности ребенка могут подвергать его повышенному риску жестокого обращения:
- возраст ребенка: до четырех лет или подростковый возраст;
- рождение ребенка вопреки желанию родителей или неоправдание их ожиданий от ребенка;
- наличие особых потребностей, внешних физических отклонений, постоянный плач;
- наличие интеллектуальных или неврологических нарушений;
- гомосексуальная, бисексуальная или трансгендерная принадлежность с точки зрения самого ребенка или по мнению окружающих.
Родители или воспитатели
К числу индивидуальных факторов, повышающих риск жестокого обращения с ребенком со стороны родителя и воспитателя, относятся:
- дефицит эмоциональной близости с новорожденным;
- отсутствие привычки заботиться о ребенке;
- опыт перенесенного жестокого обращения в детстве;
- незнание особенностей развития ребенка или завышенные ожидания;
- злоупотребление алкоголем или употребление психоактивных веществ, в том числе во время беременности;
- низкая самооценка;
- неконтролируемое импульсивное поведение;
- наличие психических или неврологических нарушений;
- противоправное поведение;
- финансовые трудности.
Взаимоотношения
К факторам, повышающим риск жестокого обращения с детьми вследствие динамики взаимоотношений в семье либо между сексуальными партнерами, друзьями и ровесниками, относятся:
- разлад в семье или насилие между другими членами семьи;
- социальная изоляция или отсутствие круга поддержки;
- отсутствие помощи в воспитании ребенка со стороны родственников.
Факторы непосредственного социального окружения и общественные факторы
Повышению риска жестокого обращения с детьми могут способствовать характеристики ближайшего социального окружения и общества в целом, в частности:
- гендерное и социальное неравенство;
- отсутствие подходящего жилья или услуг по поддержке семей и соответствующих общественных институтов;
- высокий уровень безработицы и нищеты;
- доступность алкоголя и наркотиков;
- неэффективность стратегий и программ по предупреждению жестокого обращения с детьми, детской порнографии, детской проституции и детского труда;
- социальные и культурные нормы, оправдывающие и поощряющие насилие в отношении других людей, одобряющие применение телесных наказаний, жестко закрепляющие гендерные роли или умаляющие статус ребенка во взаимоотношениях между родителями и детьми;
- социальные, экономические, медико-санитарные и образовательные стратегии, приводящие к снижению уровня жизни или социально-экономическому неравенству или нестабильности.
Профилактика
Для профилактики и пресечения жестокого обращения с детьми требуется многосекторальный подход.
Чем быстрее принимаются профилактические меры после рождения ребенка, тем большую пользу они приносят самому ребенку (в частности, с точки зрения когнитивного развития, формирования поведенческих и социальных навыков, образовательных достижений), а также обществу (снижение антиобщественных тенденций и преступности).
Эффективные и практически реализуемые меры профилактики включают:
- оказание поддержки родителям и воспитателям. Проведение медсестрами, социальными работниками или специально подготовленными работниками из числа неспециалистов информационных и практических занятий на дому или в местных учреждениях, направленных на развитие навыков заботливого и ненасильственного родительского поведения;
- меры в области образования и обучения жизненным навыкам:
- повышение охвата детского населения качественными образовательными услугами, которые позволяют детям приобретать знания, умения и навыки, повышающие их психоэмоциональную устойчивость и снижающие риск насилия;
- программы профилактики сексуального насилия, направленные на формирование у детей и подростков знаний и навыков, позволяющих руководствоваться принципом сексуального согласия, не становиться жертвами или виновниками сексуального насилия и эксплуатации и своевременно обращаться за помощью и поддержкой;
- меры по созданию позитивной и ненасильственной обстановки в учебных заведениях и укреплению взаимоотношений между учащимися, преподавателями и административным персоналом;
- меры по формированию норм и ценностей. Программы, направленные на преобразование ограничительных и пагубных гендерных и социальных норм в отношении воспитания детей, методов дисциплинарного воздействия на ребенка и гендерного равенства и повышение роли отцов в воспитании детей;
- принятие и контроль за соблюдением законодательства. Законодательные нормы, запрещающие насильственные формы наказания и защищающие детей от сексуального насилия и эксплуатации;
- службы реагирования и поддержки. Своевременное выявление фактов жестокого обращения в сочетании с непрерывным оказанием поддержки пострадавшим от насилия детям и членам их семей для предупреждения рецидивирующего жестокого обращения и его последствий.
Для достижения максимальной эффективности профилактически-реабилитационных мер ВОЗ рекомендует структурам общественного здравоохранения применять четырехэтапный алгоритм действий:
- определение проблемы;
- определение причин и факторов риска;
- разработка и апробация мер, направленных на минимизацию факторов риска;
- распространение информации об эффективности мер и внедрение доказавших свою эффективность мер в массовую практику.
Основные мероприятия:
Посещение квартир неблагополучных семей совместно с соцпедагогом или участковым инспектором УВД, проведение анализа условий проживания подростков.
При выявлении фактов жестокого обращения с несовершеннолетними -незамедлительное информирование специалистов по работе со случаем. Направление информации в комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав для осуществления контроля за обеспечением прав несовершеннолетних.
Осуществление систематического анкетирования учащихся с целью выявления фактов жестокого обращения в семье.
Проведение классных часов, лекций по правам несовершеннолетних для учащихся и их родителей.
Оформление стенда с информацией о местах, куда можно обратиться за помощью при жестоком обращении и насилии в семье.
Методические рекомендации для родителей
Рекомендации для родителей, чьи дети постоянно подвергаются моральному унижению со стороны педагогов или сверстников
- Не упрекайте ребенка за то, что он не рассказал об этом раньше, или ничего не сделал, чтобы предотвратить случившееся.
- Поговорите с ребенком, определите источник конфликта, стресса, напряжения в отношениях.
- Дайте понять ребенку, что вы понимаете его и верите.
- Поставьте в известность классного руководителя и администрацию школы.
Рекомендации для родителей, чьи дети подверглись изнасилованию
- Старайтесь вызвать на доверительный разговор о случившемся и времени происшествия.
- Постарайтесь своим поведением вселить веру в свои силы, будущее.
- Уверьте в конфиденциальности разговора, и в том, что ребенок потом сам решит, что, когда и кому он расскажет о случившемся.
- Скажите ребенку о необходимости выражать свои чувства и что это естественно. Каждый имеет право на любые чувства, которые у него возникают.
- Помогите определить основную трудность, проблему.
- Уменьшите чувство вины, убедите, что ребенок не виноват в случившемся.
- Способствуйте повышению самооценки.
- Найдите в ситуации как можно больше положительных моментов (осталась жива).
- Помогите ребенку осознать наличие у него резервных возможностей, вместе с ним найдите выход их создавшегося положения.
- Убедите ребенка, что он обязательно преодолеет свои переживания, а состояние, в котором он находится, пройдет, но для этого нужно время.
- Подскажите ребенку “Как” и “Что” он должен делать, “Как реагировать”, пока не сможет мобилизовать свои собственные силы.
- Приветствуйте позитивное общение со сверстниками и значимыми взрослыми, поощряйте посещение секций, кружков и не позволяйте полностью изолироваться от своего постоянного окружения, близких людей.
- Предложите ребенку различные материалы для творчества, что позволит выразить чувства, снять напряжение.
Методические рекомендации для педагогов
Главная задача в решении вопросов профилактики жестокости и насилия, не только планомерная информационная работа с родителями, но и психопросветительская с педагогами. Именно учитель может заметить изменения в поведении, психоэмоциональном состоянии ребенка и предположить что с ним, возможно, обращаются жестоко, проявляют различного рода насилие.
Для того чтобы подтвердить или опровергнуть данное предположение, мы предлагаем элементарную диагностику ребенка, подвергшегося насилию.
Эмоциональное состояние
- низкая самооценка, пассивность;
- сниженный эмоциональный фон, апатия, страхи;
- беспокойство, повышенная тревожность.
- Депрессивные состояния, печаль.
Поведение
- оппозиционное; заискивающее, регрессивное;
- несоответствуюшая возрасту ответственность;
- саморазрушительное поведение (причинение увечий самим себе, суицидальные мысли).
- возникновение различного рода отклонений в поведении: агрессия, дезадаптация, аддиктивное, девиантное, делинквентное поведение.
Интеллект
- снижение или полная потеря интереса к школе;
- задержка или резкое снижение уровня интеллектуального развития;
- снижения познавательной мотивации и как следствие устойчивая школьная неуспеваемость;
- нарушения речевого развития,
- заторможенность в ответах, при выполнении заданий;
- трудности запоминания, концентрации внимания.
Взаимоотношения с окружающими
- неумение общаться с людьми, дружить;
- отсутствие друзей либо чрезмерное неразборчивое дружелюбие;
- стремление любыми способами, вплоть до нанесения самоповреждений, привлечь к себе внимание взрослых, или избегание взрослых, подозрительность и недоверие к ним;
- требование ласки и внимания или замкнутость, стремление к уединению;
- агрессивность и импульсивность по отношению к взрослым, сверстникам;
- роль “козла отпущения”;
Физическое состояние
- маленький рост, недостаточный вес;
- гигиеническая запущенность, неопрятный вид;
- психосоматические заболевания, неврозы;
- постоянный голод и/или жажда;
- мастурбация.
Если вышеуказанные признаки в большинстве своем были обнаружены в поведении ребенка, мы предлагаем следующий алгоритм действий взрослого.
Что должен знать и уметь педагог для оказания помощи ребенку, пострадавшему от жестокости и насилия
- Законы о защите прав ребенка.
- Организации, куда можно обратиться для защиты ребенка (органы внутренних дел, здравоохранения, опеки и попечительства по месту фактического проживания ребенка, общественные правозащитные организации).
- Учреждения оказывающие психологическую помощь детям (ППМС-Центры), номера “Телефонов Доверия”.
- Последовательность своих действий в случае жестокости и насилия.
- Признаки, характерные для различных видов насилия, в том числе физические повреждения и поведенческие отклонения.
- Особенности поведения родителей или попечителей, позволяющие заподозрить жестокость по отношению к ребенку.
- Последствия жестокого обращения, насилия: психологические, эмоциональные, интеллектуальные, поведенческие и пр.
- Правила организации общения, установления контакта, уметь внимательно выслушать ребенка, независимо от того подтверждает или отрицает он жестокое обращение и общаться с детьми.
- Знать и уметь дать профессионально грамотные рекомендации родителям, дети которых подверглись жестокому обращению или насилию со стороны взрослых или сверстников.
- Быть честным с семьей, стараться подробно разъяснить родителям причину разговора с ними.
В случае выявления явных признаков жестокого обращения с ребенком:
1) немедленно направить служебную записку руководителю образовательного учреждения о выявленном случае жестокого обращения с ребенком;
2) руководитель образовательного учреждения немедленно сообщает по телефону (затем, в течение дня направляет письменную информацию) о выявленном случае жестокого обращения с ребенком в органы опеки и попечительства для проведения обследования условий жизни и воспитания ребенка;
Последовательность действий педагога
Постараться разговорить ребенка, установить контакт, доверительные отношения с ним. Оказать эмоциональную поддержку. Здесь необходимо учесть, что взрослый должен продемонстрировать по отношению к ребенку интерес, дружелюбие, искренность, теплоту и эмпатию. В таком случае ребенок почувствует, что данный человек действительно слышит и понимает его мысли и чувства. Осмотреть повреждения. Не отправлять домой, если он боится туда возвращаться. Если нет возможности устроить его на ночлег к родственникам или в другое безопасное место необходимо обратиться:
- в милицию или прокуратуру, если действия родителей являются преступными. Чаще всего имеет место сочетание ненадлежащего исполнения обязанностей по воспитанию ребенка с жестоким обращением;
- в травмпункт или другое медицинское учреждение, чтобы зафиксировать травмы;
- в орган опеки и попечительства по месту фактического проживания ребенка, если родители относятся к группе риска по алкоголизму, наркомании или психическим заболеваниям и невозможно их обучить родительским навыкам;
- на консультацию к психологу, социальному педагогу с целью:
- проведения диагностического обследования ребенка и всей семьи, с целью установления причин имеющихся у ребенка нарушений (домашнее насилие, алкоголизм, наркомания, асоциальное поведение родителей, психические заболевания);
- организации и проведения блока коррекционных занятий с ребенком и родителями по обучению навыкам адекватного взаимодействия в условиях семейного воспитания;
- обучения родителей ненасильственным методам воспитания, приемам релаксации и способам снятия нервно-психического напряжения.
Особенности поведения родителей или лиц их заменяющих, позволяющие заподозрить жестокость по отношению к ребенку
- Противоречивые, путаные объяснения причин травм у ребенка и нежелание внести ясность в произошедшее.
- Нежелание, позднее обращение за медицинской помощью или инициатива обращения за помощью исходит от постороннего лица.
- Обвинение в травмах самого ребенка.
- Неадекватность реакции родителей на тяжесть повреждения, стремление к ее преувеличению или преуменьшению.
- Отсутствие обеспокоенности за судьбу ребенка.
- Невнимание, отсутствие ласки и эмоциональной поддержки в обращении с ребенком.
- Обеспокоенность собственными проблемами, не относящимися к здоровью ребенка.
- Рассказы о том, как их наказывали в детстве.
- Признаки психических расстройств в поведении или проявление патологических черт характера (агрессивность, возбуждение, неадекватность и пр.).
Психолого-педагогические правила организации общения между учителем и учениками
1. Будьте внимательны к своим ученикам, отмечайте малейшие изменения в их поведении, любые отклонения от нормы. Пристального внимания учителей и родителей требуют резкие “вдруг” возникшие изменения в поведении.
2. Обратите внимание на изменение работоспособности ученика (не может продолжительное время работать без отвлечений и ошибок из-за быстро нарастающего утомления).
3. Нельзя торопиться с выводами, проявляйте терпение, доброжелательность по отношению к ученику. Понаблюдайте, побеседуйте с родителями.
4. Будьте объективны не только в оценке ученика, но и в сложившейся ситуации. Не поддавайтесь эмоциям, чувствам, которые мешают решению проблемы.
5. Всегда чувствуйте психологическую атмосферу в классе. Для этого необходимо:
- наблюдать за детьми и обращать внимание на их поведение;
- понимать выражение глаз ребят, их мимику, жесты;
- уметь сопоставлять психологическую атмосферу сегодняшнего дня со вчерашней.
6. Искренне интересуйтесь жизнью своих учеников. Относитесь сочувственно к мыслям и желаниям детей: не придирайтесь, не пытайтесь переделать, не критикуйте, чаще хвалите!
Как консультантам “Телефонов Доверия”, так и близким взрослым нельзя забывать о физических и эмоциональных травмах, которые получают дети от направленной против них злобы, ненависти. Так давайте подходить к детям, нуждающимся в психологической помощи и поддержке с открытой душой, горячим сердцем, добротой, вселяя в детские души надежду, веру в завтрашний день!
30.05.2024
Телефон доверия для детей и подростков 8-800-2000-122 или 8-800-300-83-83
30.05.2024
Семья – это естественная и основная ячейка общества, дети – наше будущее. Забота о них является залогом процветания государства и общества. Причем эта забота должна исходить в равной степени и от родителей, и от государства.
Охрана интересов семьи и несовершеннолетних является одним из приоритетных направлений политики государства, которое принимает определенные меры в области совершенствования законодательства в сфере защиты несовершеннолетних от насилия.
Действующее российское уголовное законодательство, предусматривает ответственность практически за все виды физического, психического и сексуального насилия в отношении несовершеннолетних.
Уголовная ответственность
Конституция Российской Федерации устанавливает, что материнство и детство, семья находятся под защитой государства. Определенную роль в этом играет уголовно-правовая защита ребенка от различных форм насилия.
Так, статьей 117 Уголовного Кодекса Российской Федерации (УК РФ) предусмотрена ответственность заистязание, совершенное в отношении несовершеннолетнего. Под истязанием следует понимать умышленное причинение продолжительной боли или мучений способами, вызывающими особые физические и психические страдания, либо систематическое нанесение побоев, но без тяжких последствий.
Кроме того, в связи с физической и психологической незрелостью детей, следует отнести такое нарушение их прав, какоставление в опасности (ст. 125 УК РФ). Причем степень угрозы для жизни и здоровья несовершеннолетнего зависят от его возраста и других обстоятельств. Маленький и беспомощный ребенок может тяжело заболеть и даже погибнуть, если останется один на короткий срок (зимой на улице). Для детей старше 2-х лет опасностью является размещение в доступных местах лекарств, уксуса, спичек и др.
В Уголовном кодексе РФ закреплена ответственность за доведение лица до самоубийства (ст. 110 УК РФ) путем жестокого обращения, систематического унижения человеческого достоинства (оскорбление, издевательствах, циничном высмеивании физических недостатков, принуждении к унизительным действиям и т.д.). Более того, предусматривается усиление наказания за те же действия, совершенные в отношении лица, находящегося в зависимости от виновного. Именно под эту норму подпадают взаимоотношения родителей и несовершеннолетних детей, педагогов и учеников.
В последнее время несовершеннолетние часто становятся жертвами преступлений, направленных против половой неприкосновенности или свободы.
Подобные деяния караются достаточно сурово, особенно, если от насильника пострадал несовершеннолетний (несовершеннолетняя), который в связи с физической слабостью не мог оказать сопротивление.
К данным преступлениям в этой сфере относится, в том числе изнасилование (ст. 131 УК РФ) – половое сношение вопреки воли несовершеннолетней потерпевшей. Оно может совершаться с применением или угрозой применения насилия в виде причинения физической боли различными способами, либо с использованием беспомощного состояния потерпевшего и/или психического давления на потерпевшую в виде угроз, оскорблений и т.д.
Особую опасность для ребенка несет изнасилование, совершаемое, как это нередко случается, отчимом или сожителем матери.
При изнасиловании несовершеннолетнего причиняется ущерб его здоровью, нормальному физическому и психическому развитию, поэтому ответственность несут как посягнувшие на ребенка взрослые, так и те, которые должны это предвидеть. Причем добровольное согласие на вступление в половую близость несовершеннолетнего, понимающего характер и значение половых отношений, но не достигшего 16-летнего возраста, не освобождает насильника от ответственности.
В уголовном законодательстве Российской Федерации установлена ответственность за развратные действия сексуального характера в отношении несовершеннолетних, куда входят поступки виновного, направленные на удовлетворение половой страсти без сношения. Сюда же относятся действия, направленные на нездоровое возбуждение полового чувства несовершеннолетних: непристойные прикосновения, демонстрация порнографических изданий, совершение в присутствии несовершеннолетних половых актов и прочее. При выяснении подобных обстоятельств необходимо учитывать, что дети легко поддаются внушению, уговорам взрослых, особенно, если это один из родителей.
В отдельную главу УК РФ выделены преступления, нарушающие семейный уклад и интересы несовершеннолетних, включая вовлечение их в совершение преступления. Вовлечением считаются любые действия, возбуждающие стремление к совершению преступлений, в том числе:
- прямое склонение несовершеннолетнего к совершению преступления посредством уговоров, обещаний материальных выгод, подарков и др.;
- использование его неведения и доверчивости;
- принуждения, применение насилия или угрозы.
В понятие антиобщественного поведения входят систематическое употребление спиртных напитков и других одурманивающих веществ, проституция, бродяжничество, попрошайничество.
Вместе с тем, какая бы ответственность за применение насилия в отношении несовершеннолетнего не существовала, очень важно, чтобы она реально применялась, так как одним из наиболее эффективных способов предупреждения преступления является неизбежность наказания, в связи, с чем важно своевременно выявлять случаи насилия в отношении несовершеннолетнего.
Возможные признаки насилия или жестоко обращения с ребенком
Выявить ребенка, пострадавшего от жестокого обращения, можно по его физическим, эмоциональным и поведенческим признакам. Признаками насилия или жестоко обращения являются краткосрочные и долгосрочные последствия, а именно вред физическому и психическому здоровью ребенка и его развитию.
Например:
- Повреждения, на разных частях тела находящиеся на различных стадиях заживления;
- Необъяснимые повторяющиеся травмы;
- Травмы головы (тошнота, рвота, головные боли, потеря сознания);
- Гематомы, в том числе в виде следов от ударов ремнем, палкой, шнуром, рукой;
- Переломы, особенно у детей до 3-х лет, а также вывихи без понятных объяснений;
- Шрамы, повреждения кожи;
- Ожоги, в том числе круглые от сигарет, повторяющие форму горячего предмета;
- Следы от связывания;
– Состояние измененного сознания после насильственного приема лекарств, алкоголя, психоактивных веществ;
- Боли внизу живота;
- Повреждения половых органов;
- Гематомы на груди, ягодицах, бедрах, нижней части живота;
- Повторяющиеся воспаления мочевыводящих путей;
- Инфекции, передающиеся половым путем;
- Разорванное, запачканное или окровавленное белье;
- Участки кожи на голове без волос;
- Боль при сидении, ходьбе;
- Беременность;
- Отставание в психомоторном развитии;
- Истощение, обезвоживание;
- Перегревание, переохлаждение;
- Грязная одежда; одежда, не соответствующая сезону;
- Опухшие, «заспанные» глаза;
- Испуганный взгляд;
- Гнев, агрессивность;
- Чувство вины;
- Педикулез, сыпи, плохой запах;
- Посттравматическое стрессовое расстройство у ребенка; -Упорное нежелание раздеться для осмотра в присутствии
медицинских работников;
- Частые опоздания в школу, прогулы;
- Внезапное снижение успеваемости;
- Малая подвижность, слабая эмоциональная реакция;
- Бледное лицо;
- Всклоченные волосы;
- Низкая самооценка;
- Нанесение самоповреждений, суицидные попытки;
- Агрессивное поведение;
- Избегающее поведение;
- Псевдовзрослое поведение;
- Постоянное чувство голода, попрошайничество;
- Избегание физических контактов;
- Уходы из дома;
- Хроническая усталость, сонливость;
- Запущенные заболевания;
- Нежелание возвращаться домой;
- Страх при приближении родителя;
- Равнодушие, пассивность;
Выявление одного или более из этих признаков должно становиться поводом к оценке ситуации, которую необходимо рассматривать в целом, изучая данные о ребенке и его семье.
Руководителям и специалистам органов и учреждений системы профилактики необходимо проводить профилактические мероприятия по предупреждению насилия и жестокого обращения с детьми. Внимательно относиться к внешним проявлениям случаев насилия и жестокого обращения с детьми, а в случае их выявления оперативно информировать об этом правоохранительные органы.
Особенности поведения родителей или лиц их заменяющих, позволяющие заподозрить физическое насилие:
-противоречивые, путаные объяснения причин травм у ребенка;
- позднее обращение за медицинской помощью.
- обвинение в травмах самого ребенка.
- отсутствие обеспокоенности за судьбу ребенка.
- возражают против осмотра ребенка врачом в образовательном учреждении, прохождения диспансеризаций в медицинском учреждении.
- невнимание, отсутствие ласки и эмоциональной поддержки в обращении с ребенком.
- рассказы о том, как их наказывали в детстве.
К факторам, способствующим насилию или жестокому обращению с ребенком можно отнести:
- особенности родителей (низкая самооценка, депрессия, агрессивность, неумение контролировать свои эмоции; состояние здоровья; несформированные родительские навыки; подверженность родителей насилию в детстве);
- особенности ребенка (гиперактивность, наличие физических и психических отклонений, отставание в развитии);
- особенности семьи (неполные семьи, семьи с низким уровнем достатка; семьи с незапланированным и нежеланным ребенком).
- социально-политические и культурные факторы (недостаточная профилактическая работа; несовершенство механизмов выявления и оказания помощи детям и семьям, затронутым проблемой насилия; недостаточное осознание обществом жестокого обращения с ребенком как проблемы, бедность; безработица).
Куда обращаться если стало известно о фактах насилия в отношении несовершеннолетнего
Ранее выявление случаев жестокого обращения в отношении несовершеннолетних и оказания детям комплексной помощи минимизирует вред их здоровью и развитию, способствует профилактике социального сиротства, суицидов среди несовершеннолетних.
– В случае выявления лиц жестоко обращающихся с несовершеннолетними или совершающих по отношению к ним противоправные деяния незамедлительно обратиться в органы внутренних дел, в прокуратуру.
– В случае выявления несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей или иных законных представителей либо находящихся в обстановке, представляющей угрозу их жизни, здоровью или препятствующей их воспитанию сообщить в орган опеки и попечительства, в прокуратуру.
– В случае выявления несовершеннолетних, нуждающихся в помощи государства в связи с безнадзорностью или беспризорностью, а также о выявлении семей, находящихся в социально опасном положении сообщить в орган управления социальной защиты населения, в прокуратуру.
Не оставляйте без внимания подозрительные ситуации, не стесняйтесь сообщать в правоохранительные органы о возникших у Вас подозрениях, так как наша с Вами задача остановить и предотвратить случаи насилия над несовершеннолетними в семье.
В выявлении несовершеннолетних, пострадавших от жестокого обращения, также принимают участие специалисты всех субъектов системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
Особую роль в выявлении жестокого обращения на ранних этапах играют специалисты учреждений образования, здравоохранения, которые имеют возможность наблюдать несовершеннолетнего в течение длительного времени.
Алгоритм действий сотрудников органов и учреждений системы профилактики при обнаружении признаков насилия или жестокого обращения с несовершеннолетним устанавливается Семейным кодексом Российской Федерации, Федеральным Законом «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», а также другими правовыми актами и административными регламентами.