1.Общие положения 1.1. Положение о внутренней оценке качества образования (далее Положение) раскрывает цели, задачи, структуру, механизмы реализации внутренней оценки качества образования муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 4» (далее ДОУ). 1.2. Положение разработано в соответствии с: Федеральным Законом РФ от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; приказом Минобрнауки РФ от 30.08.2013 г. № 1014 «Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам, образовательным программам дошкольного образования»; приказом Минобрнауки РФ от 17.10.2013 г. № 1155 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»; приказом Минобрнауки РФ от 14.06.2013 г. № 462 « Об утверждении Порядка проведения самообследования образовательной организацией» (с изменениями на 14.12.2017 года); приказом Минобрнауки РФ от 10.12.2013 г. № 1324 «Об утверждении показателей деятельности образовательной организации, подлежащей самооследованию»; Уставом ДОУ. 1.3. В Положении используются следующие термины: Качество образования – комплексная характеристика образования, выражающая степень его соответствия федеральным государственным образовательным стандартам (образовательным стандартам) и потребностям заказчика, в том числе степень достижения воспитанниками планируемых результатов освоения основной образовательной программы (далее – ООП) ДОУ. Внутренняя оценка качества образования (ВСОКО) – система процедур установления соответствия содержания и условий реализации ООП требованиям ФГОС ДО, диагностики индивидуального развития воспитанников Качество условий – выполнение санитарно-гигиенических норм организации образовательного процесса; организация питания в дошкольном учреждении; реализация мер по обеспечению безопасности воспитанников в организации образовательного процесса. Государственный образовательный стандарт дошкольного образования представляет собой совокупность обязательных требований к дошкольному образованию. Государственный образовательный стандарт дошкольного образования является ориентиром для независимой оценки качества дошкольного образования1. 1 Закон РФ «Об образовании», ст. 95. 2 Критерий – признак, на основании которого производится оценка, классификация оцениваемого объекта. Мониторинг в системе образования – комплексное аналитическое отслеживание процессов, определяющих количественно – качественные изменения качества образования, результатом которого является установление степени соответствия измеряемых образовательных результатов, условий их достижения и обеспечение общепризнанной, зафиксированной в нормативных документах и локальных актах системе государственно-общественных требований к качеству образования, а также личностным ожиданиям участников образовательного процесса. Измерение – метод регистрации состояния качества образования, а также оценка уровня образовательных достижений, которые имеют стандартизированную форму и содержание которых соответствует реализуемым образовательным программам. 1.4. В качестве источников данных для оценки качества образования используются: - образовательная статистика; - мониторинговые исследования; - социологические опросы; - аналитические отчеты педагогов ДОУ; - посещение организованной образовательной деятельности, мероприятий, организуемых педагогами ДОУ. 2. Основные цели, задачи, функции и принципы ВСОКО 2.1. Цель ВСОКО - установление в ДОУ соответствия качества дошкольного образования действующим нормативным документам в сфере образования 2.2. Задачи ВСОКО: 2.2.1. Определение объекта системы оценки качества образования, установление параметров. Подбор, адаптация, разработка, систематизация нормативно-диагностических материалов, методов контроля. 2.2.2. Сбор информации по различным аспектам образовательного процесса, обработка и анализ информации по различным аспектам образовательного процесса. 2.2.3. Принятие решения об изменении образовательной деятельности, разработка и реализация индивидуальных маршрутов психологопедагогического сопровождения детей. 2.2.4. Изучение состояния развития и эффективности деятельности ДОУ принятие решений, прогнозирование развития; 2.2.5. Расширение общественного участия в управлении образованием в ДОУ. 2.3. Основные принципы ВСОКО ДОУ: - принцип объективности, достоверности, полноты и системности информации о качестве образования; - принцип открытости, прозрачности процедур оценки качества 3 образования; преемственности в образовательной политике, интеграции в общероссийскую систему оценки качества образования; принцип доступности информации о состоянии и качестве образования для различных групп потребителей; - принцип рефлективности, реализуемый через включение педагогов в критериальный самоанализ и самооценку своей деятельности с опорой на объективные критерии и показатели; повышения потенциала внутренней оценки, самооценки, самоанализа каждого педагога; принцип оптимальности использования источников первичных данных для определения показателей качества и эффективности образования (с учетом возможности их многократного использования); - принцип инструментальности и технологичности используемых показателей (с учетом существующих возможностей сбора данных, методик измерений, анализа и интерпретации данных, подготовленности потребителей к их восприятию); - принцип минимизации системы показателей с учетом потребностей разных уровней управления; сопоставимости системы показателей с муниципальными, региональными аналогами; - принцип взаимного дополнения оценочных процедур, установление между ними взаимосвязей и взаимозависимостей; - принцип соблюдения морально-этических норм при проведении процедур оценки качества образования в ДОУ. 3.Организационная и функциональная структура ВСОКО 3.1. Организационная структура ДОУ, занимающаяся оценкой качества образования и интерпретацией полученных результатов, включает в себя: - администрацию ДОУ, - Педагогический совет; - Рабочую группу мониторинга ДОУ, временные структуры (педагогический консилиум, творческие группы педагогов, комиссии и др.). 3.2. Администрация ДОУ: - формирует блок локальных актов, регулирующих функционирование ВСОКО ДОУ и приложений к ним, утверждает их приказом заведующего ДОУ и контролирует их исполнение; - разрабатывает мероприятия и готовит предложения, направленные на совершенствование системы оценки качества образования в ДОУ, участвует в этих мероприятиях; обеспечивает на основе образовательной программы проведение в ДОУ контрольно-оценочных процедур, мониторинговых, социологических и статистических исследований по вопросам качества образования; организует систему мониторинга качества образования в ДОУ, осуществляет сбор, обработку, хранение и представление информации о 4 состоянии и динамике развития; анализирует результаты оценки качества образования на уровне ДОУ; организует изучение информационных запросов основных пользователей ВСОКО; обеспечивает условия для подготовки педагогов ДОУ и общественных экспертов к осуществлению контрольно-оценочных процедур; - обеспечивает предоставление информации о качестве образования на различные уровни системы оценки качества образования; формирует информационно – аналитические материалы по результатам оценки качества образования (анализ работы ДОУ за учебный год, самообследование деятельности ДОУ, публичный доклад заведующего); принимает управленческие решения по развитию качества образования на основе анализа результатов, полученных в процессе реализации ВСОКО. 3.3. Педагогический совет ДОУ: принимает участие в формировании информационных запросов основных пользователей системы оценки качества образования ДОУ; принимает участие в обсуждении системы показателей, характеризующих состояние и динамику развития системы образования; принимает участие в экспертизе качества образовательных результатов, условий организации образовательной деятельности в ДОУ; - участие в оценке качества и результативности труда работников ДОУ, распределении выплат стимулирующего характера работникам и согласовании их распределения в порядке, устанавливаемом локальными актами ДОУ; содействует организации работы по повышению квалификации педагогических работников, развитию их творческих инициатив; принимает участие в обсуждении системы показателей, характеризующих состояние и динамику развития системы образования в ДОУ; заслушивает информацию и отчеты педагогических работников, доклады представителей организаций и учреждений, взаимодействующих с ДОУ по вопросам образования и воспитания воспитанников, в том числе сообщения о проверке соблюдения санитарно-гигиенического режима в ДОУ, об охране труда, здоровья и жизни воспитанников и другие вопросы образовательной деятельности ДОУ. 3.4. Рабочая группа мониторинга: разрабатывает методики оценки качества образования; участвует в разработке системы показателей, характеризующих состояние и динамику развития ДОУ; - участвует в разработке критериев оценки результативности профессиональной деятельности педагогов ДОУ; содействует проведению подготовки работников ДОУ и общественных экспертов по осуществлению контрольно-оценочных процедур; - проводит экспертизу организации, содержания и результатов мониторинга уровня развития воспитанников и формируют предложения по их совершенствованию; 5 готовит предложения для администрации по выработке управленческих решений по результатам оценки качества образования на уровне ДОУ. 3.5. Временные структуры (педагогический консилиум, творческие группы педагогов, комиссии и др.): - разрабатывают методики оценки качества образования; организуют систему мониторинга качества образования в ДОУ, собирает, обрабатывает информацию о состоянии и динамике развития системы образования в ДОУ, анализирует результаты оценки качества образования; организуют изучение информационных запросов основных пользователей образовательными услугами и участников образовательного процесса; - разрабатывают мероприятия и готовит положения, направленные на совершенствование системы контроля и оценки качества образования, участвует в этих мероприятиях; содействуют обновлению нормативно-правовой базы документов ДОУ, которая относится к обеспечению качества образования; - изучают, обобщают и распространяют передовой опыт построения, функционирования и развития системы оценки качества дошкольного образования 4.Реализация внутреннего мониторинга качества образования 4.1. Реализация внутреннего мониторинга качества образования осуществляется на основе нормативных правовых актов Российской Федерации, регламентирующих реализацию всех процедур контроля и оценки качества образования. 4.2. Мероприятия по реализации целей и задач ВСОКО планируются и осуществляются на основе проблемного анализа образовательного процесса ДОУ, определения методологии, технологии и инструментария оценки качества образования. 4.3. Предметом системы оценки качества образования являются: - качество условий реализации ООП ДО Учреждения. - качество организации образовательного процесса. - качество результата освоения ООП ДО Учреждения 4.4. Реализация ВСОКО осуществляется посредством существующих процедур оценки качества образования. 4.4.1. Содержание процедуры оценки качества условий реализации ООП ДО Учреждения включает в себя: 1) требования к психолого-педагогическим условиям: наличие системы психолого-педагогической оценки развития воспитанников, его динамики, в том числе измерение их личностных образовательных результатов; -наличие условий для медицинского сопровождения воспитанников в целях охраны и укрепления их здоровья; наличие консультативной поддержки педагогов и родителей по 6 вопросам воспитания и обучения воспитанников, инклюзивного образования (в случае его организации); наличие организационно-методического сопровождения процесса реализации ООП ДО Учреждения, в том числе в плане взаимодействия с социумом; оценка возможности предоставления информации о ООП семье и всем заинтересованным лицам, вовлечённым в образовательный процесс, а также широкой общественности; оценка эффективности оздоровительной работы 2) требования к кадровым условиям: - укомплектованность кадрами; - образовательный ценз педагогов; уровень квалификации (динамика роста числа работников, прошедших КПК) 3) требования материально-техническим условиям: - оснащенность групповых помещений, кабинетов современным оборудованием, средствами обучения и мебелью; оценка состояния условий воспитания и обучения в соответствии с нормативами и требованиями СанПиН; оценка соответствия службы охраны труда и обеспечения безопасности требованиям нормативных документов; информационно – технологическое обеспечение (наличие технологического оборудования, сайта, программного обеспечения) 4) требования к финансовым условиям: - финансовое обеспечение реализации ООП ДО Учреждения осуществляется исходя из стоимости услуг на основе муниципального задания. 5) требования к развивающей предметно-пространственной среде: - соответствие компонентов предметно-пространственной среды реализуемой образовательной программе ДОУ и возрастным возможностям воспитанников; организация образовательного пространства и разнообразие материалов, оборудования и инвентаря (в здании и на участке) в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта (трансформируемость, полифункциональность, вариативность, доступность, безопасность); наличие условий для инклюзивного образования (в случае его организации); наличие условий для общения и совместной деятельности воспитанников и взрослых (в том числе воспитанников разного возраста), во всей группе и в малых группах, двигательной активности воспитанников, а также возможности для уединения; учёт национально-культурных, климатических условий, в которых осуществляется образовательный процесс. 4.4.2. Содержание процедуры оценки качества организации образовательного процесса включает в себя: 7 - оценку рациональности выбора рабочих программ и технологий; - обеспеченность методическими пособиями и литературой; - оценку качества осуществления педагогами организованной образовательной деятельности, совместной и самостоятельной деятельности детей; - оценку качества организации взаимодействия с семьями воспитанников 4.4.3. Содержание процедуры оценки качества результата освоения ООП ДО включает в себя: наличие системы комплексной психолого-педагогического диагностики, отражающей динамику индивидуального развития детей; - наличие психолого-педагогического сопровождения детей с особыми образовательными потребностями (при их наличии); - динамика показателя здоровья детей; - уровень удовлетворенности родителей качеством предоставляемых услуг ДОУ. 4.5. Организационной основой осуществления процедуры ВСОКО является программа, где определяются форма, направления, сроки, порядок проведения ВСОКО и ответственные исполнители. Для проведения ВСОКО назначаются ответственные лица, состав которых утверждается приказом заведующего ДОУ . 4.6. Реализация ВСОКО предполагает последовательность следующих действий: -определение и обоснование объекта оценивания; -сбор данных; -структурирование баз данных, обеспечивающих хранение и оперативное использование информации; -обработка полученных данных; -анализ и интерпретация полученных данных; -подготовка документов по итогам анализа полученных данных; -распространение результатов ВСОКО среди потребителей образовательной услуги. 4.7. Методы ВСОКО: -изучение представленных материалов самоанализа, нормативной правовой документации ДОУ; -анализ программного, учебно-методического и кадрового обеспечения ООП ДОУ; -наблюдение; исследование развивающей предметно-пространственной среды, а также условий, обеспечивающих максимальное удовлетворение запросов родителей (законных представителей) воспитанников; -анализ планирования, результатов диагностики. 4.8. Критерии выступают в качестве инструмента, призванного наполнить содержанием оценку и обеспечить измерение уровня достижений результатов деятельности ДОУ. 4.9. Критерии представлены набором расчетных показателей, которые 8 при необходимости могут корректироваться, источником расчета являются данные статистики. 4.10. Периодичность проведения оценки качества образования, субъекты оценочной деятельности, формы результатов оценивания, а также номенклатура показателей и параметров качества устанавливаются решением Педагогического совета и утверждаются приказом заведующего ДОУ. 5. Общественное участие в оценке и контроле качества образования 5.1. Придание гласности и открытости результатам оценки качества образования осуществляется путем предоставления информации: - основным потребителям результатов системы оценки качества образования; - средствам массовой информации через публичный доклад заведующего ДОУ; - размещение отчета о самообследовании на официальном сайте ДОУ. 6. Ответственность a. Лица, осуществляющие оценку качества образования в ДОУ, несут ответственность за достоверность излагаемых фактов в аналитических материалах. b. Заведующий ДОУ несет ответственность за предоставление информации о результатах ВСОКО Учредителю . 7. Делопроизводство. a. Результаты ВСОКО оформляются на электронных и бумажных носителях и хранятся в течение 3 лет. 8. Заключительные положения. 8.1.Настоящее Положение является локальным нормативным актом ДОУ, принимается на Педагогическом совете и утверждается (либо вводится в действие) приказом заведующего дошкольным образовательным учреждением. 8.2. Все изменения и дополнения, вносимые в настоящее Положение, оформляются в письменной форме в соответствии действующим законодательством Российской Федерации. 8.3. Положение о внутренней системе оценки качества образования ДОУ принимается на неопределенный срок. Изменения и дополнения к Положению принимаются в порядке, предусмотренном п.8.1. настоящего Положения. 8.4. После принятия Положения (или изменений и дополнений отдельных пунктов и разделов) в новой редакции предыдущая редакция автоматически утрачивает силу. 8.5. Срок данного Положения не ограничен. 9