1 1. Общие положения 1.1 Положение о формах, периодичности и порядке текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся (далее – Положение) разработано в соответствии с Федеральным Законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273 – ФЗ; Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки РФ от 17.10.2013 № 1155; «Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования», утвержденным приказом Министерства образования и науки РФ от 30.08.2013 № 1014; Уставом муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 4» (далее – ДОУ). 1.2 Положение разработано с целью выполнения требований федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования к реализации основной общеобразовательной программы - образовательной программы дошкольного образования (далее – Программа). 1.3 Положение принимается на Педагогическом совете ДОУ. 1.4 Положение размещается на официальном сайте ДОУ в сети Интернет. 1.5 Положение действует до принятия нового. 2. Организация текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся 2.1 Освоение образовательных программ дошкольного образования не сопровождается проведением промежуточных аттестаций и итоговой аттестации обучающихся. 2.2 При реализации Программы проводится оценка индивидуального развития детей педагогическими работниками ДОУ в рамках педагогической диагностики (далее – диагностика). 3. Особенности организации педагогической диагностики 3.1. Диагностика проводится в целях оценки эффективности педагогических действий и их планирования. 3.2. Диагностика представляет собой систему сбора, учета, обработки и анализа информации об индивидуальных достижениях каждого ребенка и результатах образовательной деятельности. 3.3. Результаты диагностики используются для решения образовательных задач: - индивидуализации образования (в том числе поддержки ребёнка, построения его образовательной траектории или профессиональной коррекции особенностей его развития); - оптимизации работы с группой детей. 3.4. Диагностика осуществляется ежегодно педагогическими работниками в соответствии с Комплексно-тематическим планированием образовательной деятельности. В конце учебного года (май) поводится диагностика, по результатам которой оценивается степень решения поставленных в рабочей программе задач и определяются перспективы дальнейшего планирования. 3.5. Диагностика осуществляется во всех возрастных группах по образовательным 2 областям: - социально-коммуникативное развитие; - познавательное развитие; - речевое развитие; - художественно-эстетическое развитие; - физическое развитие. 3.6. Продолжительность диагностики – 5 рабочих дней. 3.7. Методы диагностики: наблюдение; беседы; анализ продуктов деятельности ребенка, сравнительный анализ. 3.8. Диагностика осуществляется в условиях ДОУ – привычной для ребенка обстановке: во время свободных игр, в режимных моментах, на прогулке, во время непрерывной образовательной деятельности. 3.9. Результаты диагностики заносят в Карту индивидуального маршрута развития ребёнка (далее – Карта) (Приложение 1) . 3.10. При заполнении Карты для каждого ребёнка цифрой отражается оценка по каждому показателю диагностики: 1 - большинство компонентов не развито; 2 – отдельные компоненты не развиты; 3 – соответствует возрасту; 4 – высокий уровень. 3.11. Результаты диагностики: анализируются; оформляются в единую таблицу группы (Приложение 2), оформляется аналитическая справка (Приложение 3), представляются на родительском собрании группы индивидуально; обсуждаются на педагогическом совете. 3.12. По результатам общей диагностики проводится проектирование образовательной деятельности в ДОУ на следующий учебный год. 3.13. Контроль за проведением диагностики осуществляет старший воспитатель. 3.14.Карты хранятся до завершения дошкольного обучения ребенка в группе, после в течение одного года в архиве ДОУ. В дальнейшем подлежат уничтожению. 3 Приложение 1 КАРТА ИНДИВИДУАЛЬНОГО МАРШРУТА РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА (оценка индивидуального развития ребенка года жизни) учебный год Образовательная область «Физическое развитие» Целевые ориентиры 1 Основные антропологические и физиологические показатели малыша четвертого года жизни соответствуют возрастным нормам (физиологическая зрелость организма). 2 Ребенок имеет оптимальное состояние нервной системы, хороший аппетит, спокойный сон, достаточно хорошую умственную работоспособность, высокий интерес к окружающему. Редко болеет, быстро выздоравливает. 3 4 Владеет основами гигиенической культуры (умывание, чистка зубов и др.) и культуры поведения за столом (использует по назначению столовые приборы: нож, вилку, ложки). 5 Проявляет интерес к двигательной деятельности, умеет использовать приобретенные под руководством воспитателя двигательные навыки в самостоятельной игре. Основные двигательные умения и навыки развиты на уровне, соответствующем здоровому ребенку этого возраста. ОБЩИЙ УРОВЕНЬ к.г. ПРИМ н-1, с-2,в3,ов-4 Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие» 1 Дошкольник владеет каждым видом игр как деятельностью (воспроизводит действия с предметами и отношения между людьми). Выражает предпочтение определенным видам игр. Умеет называть взятую на себя роль, реализовывать ее. Умеет играть как индивидуально, так и в небольшой подгруппе, вступать со сверстниками в отношения, обусловленные сюжетом и содержанием игры. 2 Умеет самостоятельно создавать условия для развертывания игры, воплощения ее замысла (использовать готовые игрушки, предметы-заместители и игровые атрибуты). 3 Проявляет интерес к трудовой деятельности взрослого. 4 Владеет деятельностью самообслуживания. Ребенку нравится самостоятельно одеваться, раздеваться (по своей инициативе просит о помощи в отдельных действиях). 5 Владеет на уровне самостоятельности некоторыми видами хозяйственно-бытового труда (мытье предметов, уборка игрушек, организация рабочего места для осуществления продуктивной деятельности и уборка его после ее завершения; правильно определяет и выполняет содержание каждого компонента трудовой деятельности (формулирует в речи замысел, подбирает материал, инструменты, правильно выполняет необходимые действия, достигает конечного продукта и дает самооценку результата деятельности). С удовольствием и старательно выполняет поручения, способен адекватно оценивать полученный им результат. 6 Стремится качественно выполнять каждое умение (если взрослый им любуется). 7 Демонстрирует способность согласовывать собственные желания с интересами товарищей, подчинять свое поведение общепринятым нормам (правилам договоренности). Называет себя, членов своей семьи и ближайших родственников (бабушки, дедушки и т.д.) по имени, фамилии, полу. 8 Знает правила безопасного поведения в быту: играть со спичками, огнем, электрическими приборами, открывать вентили газовой плиты строго запрещено. Имеет представление о правилах безопасного поведения, если в доме пожар. Демонстрирует способы безопасного поведения пешеходов: дорогу переходит с взрослым, держа его за руку н-1, с-2,в3,ов-4 ОБЩИЙ УРОВЕНЬ Образовательная область «Познавательное развитие» 1 Проявляет активный интерес к окружающему миру (в области географии, техники, астрономии, экологии и др.), стремление познать его в познавательно-исследовательской деятельности, насыщенной эмоциями (удивление, сомнение, любопытство, любознательность, огорчение при неудачах, восторг в форме топанья ножками, хлопанья ладошками при неожиданных приятных открытиях и др.). н-1, с-2,в3,ов-4 4 2 Проявляет наблюдательность по отношению к часто повторяющимся явлениям природы, влияющим на его жизнедеятельность; стремится устанавливать причинно-следственные связи, обобщать свой первый практический опыт. Применяет при обследовании предметов как свои способы обследования, так и некоторые рациональные приемы, приобретенные в процессе взаимодействия со взрослым. 3 Умеет не только отвечать на вопросы взрослого, но и сам их задает (его мотивы — любопытство, любознательность). 4 Проявляет интерес к архитектурным объектам (домам, мостам), художественным оригинальным конструкциям, эмоционально реагирует на все прекрасное в них. Владеет конструированием как самодеятельностью (из настольного и напольного строительного материала самостоятельно возводит постройку по образцу или фотографии, по условиям, своему замыслу). Имеет представления о конструктивном материале: его видах (куб, кирпичик, призма, пластина, брусок, а если набор цветной — о цвете деталей) и свойствах каждой формы с точки зрения назначения в конструировании, законов прочности. 5 6 Умеет находить «один» и «много» предметов в окружающей обстановке; при сравнении двух групп предметов на вопросы «чего больше», «чего меньше» отвечает правильно, даже не умея считать; знает — чтобы это определить, надо предметы наложить (приложить) один на другой или провести линии от одного предмета к другому. Умеет сравнивать два предмета по величине в целом или по отдельным параметрам, а результат оформлять словами «длиннее — короче», «шире — уже», «выше — ниже», «толще — тоньше», «больше — меньше».Умеет находить среди геометрических фигур нужную, называть ее; правильно показывать правую и левую руки, ноги, уши, глаза; определять, что стоит впереди, сзади, справа, слева от него, что находится вверху и внизу. ОБЩИЙ УРОВЕНЬ Образовательная область «Речевое развитие» 1 У ребенка преобладает ситуативная связная речь, он начинает целенаправленно переводить ситуативную речь в связную контекстную. 2 С удовольствием диктует воспитателю составляемые тексты. . У него появляется тяга к словотворчеству, игре со словом. 3 Овладевает умением слышать и корректировать собственное звукопроизношение, улавливает общее и различное в звучании слов. 4 Обогащается словарь ребенка: называет предметы быта, объекты природы, явления общественной жизни, разные части речи, обобщающие слова (игрушки, животные, овощи), антонимы (слова с противоположным значением). 5 Учится оперировать словарем, не опираясь на наглядно представленную ситуацию, активизирует использование глаголов. 6 Задает многочисленные вопросы о предметах и явлениях, их связях и отношениях. 7 Формирование грамматического строя речи: усваивая н-1, с-2,в3,ов-4 каждое новое слово, учится правильно его изменять, согласовывать с другими словами в предложении, устанавливать между ними словообразовательные связи (у лисы — лисенок, для чая — чайник и т.п.). 8 В игре: высказывания, комментирующие собственные игровые (и другие виды) действия, корректирующие поведение партнера. Развитие диалога со сверстником( адекватные ответы на речь партнера) 9 Использует такие средства коммуникации, как улыбка, смех, выразительные движения, позы, контакт глаз ОБЩИЙ УРОВЕНЬ Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие» 1 Испытывает удовольствие, радость от встречи с произведением искусства и продукцией народных промыслов. Он способен воспринимать художественное произведение: откликается на его красоту, характер и настроение образа; может отличить (пока еще на интуитивном уровне) высокохудожественное произведение 2 Узнает некоторые жанры литературных произведений (сказка, рассказ, стихотворение, малые формы поэтического фольклора); имеет предпочтения к определенным жанрам, стихам, сказкам. По собственному желанию умеет читать наизусть короткие стихи, рассказы Проявляет интерес к книге, рассматриванию иллюстраций, демонстрирует бережное к ним отношение 3 Знает некоторые разновидности детского театра, испытывает удовольствие во время просмотра спектаклей, которые показывают взрослые или старшие дети. н-1, с-2,в3,ов-4 5 4 Испытывает удовольствие от занятий изобразительной деятельностью, проявляет творчество в индивидуальной деятельности. Проявляется ранняя одаренность 5 Проявляет интерес к миру музыки, переживает чувства радости от общения с нею; музыкальная деятельность в жизни занимает важное место. 6 В рисовании: — демонстрирует хорошее знание традиционных материалов для работы; — испытывает удовольствие от рисования не только кисточкой, но и карандашами, фломастерами, пальцами; — знает контрастные цвета и цвета, близкие по тональности (вишневый, малиновый, сиреневый и др.); — владеет способами изображения предметов, животных (конструктивный, дужковый, обобщенный); — умеет правильно штриховать и наносить краску на свой рисунок, строить композицию (на одной линии, на широкой полосе, на всем листе бумаги). 7 В лепке: — демонстрирует знание свойств и качеств материалов; — умеет обследовать объект (по вопросам воспитателя) и рассказывать о последовательности выполнения действий; — умеет лепить фигурки птиц, животных конструктивным способом, передавать форму, величину отдельных частей лепного изделия, украшать свою лепку декоративными элементами или росписью (совместная деятельность: воспитатель — ребенок) 8 В аппликации: — владеет способами выкладывания и наклеивания готовых форм; — осваивает новый для него инструмент — ножницы (под прямым контролем взрослого); — умеет резать ножницами по прямой (прямолинейное вырезание), частично — по кривой (криволинейное вырезание); — умеет подбирать цвета и строить аппликационные композиции на фланелеграфе и бумаге. 9 В художественном труде проявляет интерес к свободной художественной деятельности с использованием известных ему материалов ОБЩИЙ УРОВЕНЬ Общий уровень освоения ООП Ознакомление родителей (законных представителей) с результатами педагогической диагностики Дата ознакомления Дата ознакомления Подпись родителя (законного представителя) Подпись родителя (законного представителя 6 Приложение 2 РЕЗУЛЬТАТЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДИАГНОСТИКИ ВОСПИТАНИКОВ (сводная таблица) учебный год Возрастная группа № кол-во воспитанников человек Общий балл ОО ОБЩИЙ УРОВЕНЬ Образовательная область «Физическое развитие» Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие» Образовательная область «Познавательное развитие» Образовательная область «Речевое развитие» Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие» Общий уровень освоения ООП Педагогические работники (Ф.И.О.) Педагогический работник должность « » 20 подпись расшифровка подписи г. 7 Приложение 3 АНАЛИТИЧЕСКАЯ СПРАВКА по результатам освоения воспитанниками года жизни группы программного материала по итогам учебного года. В мае 20 года проведен мониторинг по усвоению основной образовательной программы дошкольного образования МА ДОУ № 4 детьми -го года жизни по следующим параметрам: 1 – большинство компонентов недостаточно развиты, 2 - отдельные компоненты не развиты, 3- соответствует возрасту, 4 - высокий. Мониторинг позволил определить, что большинство компонентов недостаточно развиты по социально-коммуникативному развитию - у % детей, по познавательному развитию – у % детей, по речевому развитию – у % детей, по художественноэстетическому развитию – у % детей, по физическому развитию – у % детей; отдельные компоненты не развиты по социально-коммуникативному развитию у % детей, по познавательному развитию – у % детей, по речевому развитию – у % детей, по художественно-эстетическому развитию – у % детей, по физическому развитию – у % детей; соответствует возрасту по социально-коммуникативному развитию – у % детей, по познавательному развитию – у % детей, по речевому развитию – у % детей, по художественно-эстетическому развитию – у % детей; по физическому развитию – у % детей; высокий уровень определен по социально-коммуникативному развитию – у % детей, по познавательному развитию – у % детей, по речевому развитию – у % детей, по художественно-эстетическому развитию – у % детей; по физическому развитию – у % детей. Анализ результатов показал, что усвоение программного материала на май 2020 года соответствует возрасту воспитанников -го года жизни – на %. Высокий уровень усвоения программы составляет %. Наиболее низкий уровень усвоения программного материала выявлен по ОО , %. Предполагаемая причина низкого уровня усвоения программного материала, предполагаемые пути решения возникшей проблемы. Педагогический работник должность « » 20 подпись расшифровка подписи г. 8